Законодательное Собрание области продолжает целенаправленную работу по реализации решений форума "ЖКХ - новое качество"

На заседании Законодательного Собрания депутаты поддержали ряд инициатив, направленных в Государственную Думу РФ. Законопроекты направлены на реализацию решений Всероссийского форума "ЖКХ - новое качество.


На заседании Законодательного Собрания депутаты поддержали ряд инициатив, направленных в Государственную Думу РФ. Законопроекты направлены на реализацию решений Всероссийского форума "ЖКХ - новое качество.

Первая инициатива - о внесении изменений в статью 189 Жилищного кодекса РФ. Речь идет о возможности привлекать к организации капитального ремонта не только регионального оператора, но и других участников процесса, осуществляющих управление многоквартирным домом.

Сейчас жилищным кодексом Российской Федерации не достаточно урегулирован вопрос контроля качества выполняемых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Такая обязанность установлена только для региональных операторов.

- Поэтому в целях привлечения управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК к организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, законопроектом предлагается предоставить право собственникам помещений на общем собрании возложить на эти организации обязанность по осуществлению контроля за качеством выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями, - поясняет заместитель председателя комитета по строительной политике Николай Янов.

Также в целях усиления роли собственников МКД в решении вопросов организации проведения капремонта общего имущества, законопроектом предлагается предоставить им право на общем собрании определять подрядную организацию, привлекаемую для оказания услуг и выполнению работ по капитальному ремонту.

В соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме определяют лицо, которое от имени всех собственников помещений в таком доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты. При этом такое лицо не наделено правами проверки качества указанных работ в процессе их производства. Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, также не наделены данным правом. «В то же время именно эти организации, а не региональные операторы больше всех заинтересованы в качественном выполнении работ по капитальному ремонту, ибо именно им предстоит эксплуатировать дома после производства ремонтных работ», - уверен Николай Янов.

Проект постановления Законодательного Собрания области «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 189 Жилищного кодекса Российской Федерации» был сегодня единогласно поддержан депутатами и в ближайшее время будет направлен в Госдуму.

Вторая инициатива - о продлении действия Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. 

Учитывая необходимость выполнения поручений Президента РФ, направленных на обеспечение граждан страны доступным и комфортным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, данным законопроектом предлагается продлить действие Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 2020 года в части оказания финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Напомним, что в настоящее время срок действия Фонда – 1 января 2018 года, при этом средства на государственную поддержку проведения  капремонтов пока предусмотрена только на 2015 год.

Дело в том, что жилищным кодексом установлено, что в региональной программе в первоочередном порядке предусматривается проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения и такой ремонт не был проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы. На территории Челябинской области указанному критерию соответствует более трети многоквартирных домов. Такая ситуация характерна и для других субъектов Российской Федерации.

При этом согласно федеральному закону «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений за бывшим наймодателем (то есть органами государственной власти или органами местного самоуправления) сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Поэтому первоочередные мероприятия, предусмотренные в региональных программах, потребуют значительных финансовых затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Также в целях оказания финансовой поддержки собственникам помещений в многоквартирных домах, привлекающим кредитные или иные заемные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также организовавшим проведение капитального ремонта многоквартирного дома с применением энергосбергающих материалов и технологий законопроектом предлагается установить возможность использования средств Фонда:

-     на уплату процентов (за исключением штрафов за нарушение условий договора) по кредитам, займам, привлеченным для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

-      на уплату превышения предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в случае применения энергосберегающих материалов и технологий.

Порядок оплаты процентов  по указанным кредитам и займам за счет средств государственной и муниципальной поддержки депутаты Законодательного Собрания предлагают устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Депутаты единогласно поддержали данную законодательную инициативу. В ближайшее время она будет направлена коллегам в Госдуму.

А также депутаты поддержали обращение к Правительству РФ о необходимости внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам многоквартирных домах и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Данное обращение подготовлено в соответствии с рекомендациями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Челябинской области, подготовленными в рамках резолюции Всероссийского форума «ЖКХ- новое качество».

В соответствии новыми Правилами предоставления коммунальных услуг  (вступили в силу с 1 сентября 2012 года) граждане отдельно вносят плату за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.

Объем потребленных ресурсов на общедомовые нужды определяется по остаточному принципу, как разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета либо нормативов потребления коммунальных  услуг (в случае отсутствия индивидуальных приборов учета). Распределяется этот объем пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Указанная разница может возникнуть в связи с превышением фактического потребления коммунальных ресурсов в жилых помещениях, необорудованными индивидуальными приборами учета, над расчетным (для всех услуг, кроме отопления). Особенно это актуально для квартир, в которых никто не зарегистрирован. В результате оплачивать такое превышение вынуждены добросовестные потребители.

В целях соблюдения принципа справедливости при распределении расходов по оплате коммунальных услуг,  предоставленных на общедомовые нужды, усиления контроля со стороны собственников помещений в многоквартирном доме за правильностью начисления платы за такие коммунальные услуги, повышения ответственности недобросоветсных потребителей коммунальных услуг предлагается внести в Правила предоставления коммунальных услуг следующие изменения:

- установить обязанность исполнителя коммунальных услуг снимать показания общедомовых приборов учета в присутствии уполномоченного собственниками помещений в многоквартирном доме лица или председателя совета многоквартирного дома;

- установить обязанность потребителя в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета используемых коммунальных ресурсов, по запросу исполнителя коммунальных услуг в течение трех рабочих дней информировать его о количестве фактически проживающих в занимаемом им жилом помещении граждан;

- установить в качестве основания для начисления платы за коммунальные услуги в случае выявления факта проживания в жилом помещении потребителей, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, наличие акта, составленного исполнителем коммунальных услуг совместно с председателем совета многоквартирного дома и (или) представителем управляющей организации либо председателем товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Также предлагается внести изменения в Приложение к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, увеличив размер повышающего коэффициента, применяемого при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему  водоснабжению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.

Данное обращение было поддержано членами президиума и уже в ближайшие дни будет направлено в Правительство РФ.