Депутаты Законодательного Собрания подготовили в Государственную Думу Российской Федерации три законодательные инициативы, направленные на расширение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Все они касаются внесения изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Первая законодательная инициатива направлена на уравнивание в правах граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и получивших сверхнормативную дозу облучения с правами граждан, подвергшихся радиационному воздействию в других радиационных иницидентах. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки предоставляются гражданам, получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв, которые проживали в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В то же время незащищенными остаются права и интересы граждан получивших такую же дозу облучения, проживавших в 1957–1962 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», которые не были отселены и проживали на территории Восточно-Уральского радиоактивного следа.
В связи с этим, предлагается указанный Федеральный закон дополнить двумя новыми категориями. Это граждане, проживавшие в 1957–1962 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв, но не более 35 сЗв, а также граждане, получившие дозу облучения свыше 35 сЗв. Законопроектом предусматриваются для них ежемесячные денежные компенсации в том же объеме, что и для дозовых категорий граждан, проживавших в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и денежные выплаты по аналогии с категориями граждан, получившими сверхнормативную дозу облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вторая законодательная инициатива, которая была рассмотрена на заседании Законодательного Собрания, направлена на уравнивание прав граждан, проживавших в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению из-за сбросов радиоактивных веществ в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв, с правами граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и получивших сверхнормативное облучение.
В настоящее время граждане, проживавшие в 1949–1956 гг. в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв, но не более 35 сЗв и свыше 35 сЗв получают ежемесячные денежные компенсации в размерах 222 рублей 88 копеек и 445 рублей 72 копеек соответственно. В то же время, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв, кроме ежемесячной денежной компенсации получают ежемесячные денежные выплаты и имеют право на меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме в зависимости от суммарной дозы облучения.
В связи с этим, депутаты предлагают установить ежемесячные денежные выплаты для граждан, получивших сверхнормативную дозу облучения вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, по аналогии с гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Третья законодательная инициатива касается внесения изменения в статью 12 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
В настоящее время меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, предоставляются детям только первого и второго поколения, страдающим заболеваниями из-за радиационного воздействия на их родителей. В то же время такие меры социальной поддержки предоставляются детям первого и последующих поколений граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, имеющим заболевания, связанные с радиационным воздействием на их родителей.
Данная законодательная инициатива предусматривает предоставление мер социальной поддержки детям первого и последующих поколений граждан, подвергшихся радиационному воздействию, которые могут страдать заболеваниями по причине радиационного воздействия на их родителей. Это позволит обеспечить таким детям равные права с детьми, пострадавшими вследствие чернобыльской катастрофы.
Депутаты Законодательного Собрания обратились с просьбой к депутатам Государственной Думы и присутствовавшему на заседании члену Совета Федерации Федерального Собрания РФ – представителю от Законодательного Собрания Константину Цыбко поддержать указанные законодательные инициативы.
Законопроекты и принятые по ним постановления Законодательного Собрания в ближайшее время будут направлены на заключение в Правительство Российской Федерации.
Напомним, что подготовка этих проектов федеральных законов предусмотрена Концепцией совершенствования законодательства по социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию из-за аварии 1957 года и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, которую депутаты утвердили в апреле 2011 года.