Участники встречи обсудили два вопроса. Первое – подвели итоги работы по обращению прокуратуры и уполномоченного по защите прав предпринимателей о регулировании разносной и развозной торговли на территории Челябинской области.
Было отмечено, что регулировать порядок осуществления развозной и разносной торговли законом субъекта не представляется возможным, поскольку правила торговли устанавливаются федеральным законодателем.
Спорным является вопрос и о внесении изменений в закон области «О порядке и условиях размещения нестационарных торговых объектов..». Это будет означать приравнивание объектов развозной торговли к объектам нестационарной торговли, и введение на территории Челябинской области требований об обязательном включении объектов развозной торговли в схему размещения НТО для большинства муниципальных образований представляется необоснованным и нецелесообразным.
Наиболее оптимальным вариантом, считает рабочая группа, является установление правил размещения объектов развозной торговли в рамках определения порядка пользования территориями общего пользования муниципального образования. Такое регулирование является полномочием органов местного самоуправления в рамках правил благоустройства территории муниципального образования и прямо предусмотрено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом органы местного самоуправления смогут реализовать разрешительный порядок осуществления развозной торговли с выдачей предпринимателю соответствующего разрешения или выписки из реестра объектов развозной торговли, который будет отличаться от схемы размещения НТО простотой включения в него мест развозной торговли. Возможно, для муниципальных районов, в которых развозная торговля осуществляется преимущественно на ярмарках и рынках, будет актуально установить только общие правила: где нельзя размещать объекты.
«Для методической помощи муниципалитетам рабочая группа разработала модельный правовой акт органа местного самоуправления в виде раздела правил благоустройства, регулирующий размещение объектов развозной торговли, - отметил Владимир Павлов. – Прокуратура области готова довести данный документ до муниципалитетов через территориальных прокуроров, которые проконтролируют вопрос его принятия органами местного самоуправления».
Второй вопрос заседания рабочей группы касался распоряжения Правительства РФ от 30 января 2021 года, содержащего рекомендации органам исполнительной власти субъектов и местного самоуправления по содействию развития малоформатной торговли, в том числе оказанию содействия в получении предпринимателями мест для размещения НТО и объектов для развозной торговли. В документе Правительства говорится о принятии нормативных актов об упрощении получения мест для различных видов малоформатной торговли, процедуре продления договоров без торгов.
Работа по исполнению распоряжения в Челябинской области уже идет. Этим вопросом занимается региональное минэкономразвития, поступают предложения по развитию малоформатной торговли от уполномоченного по защите прав предпринимателей, органов местного самоуправления.