В 2014 году Законодательное Собрание Челябинской области (далее – Законодательное Собрание) продолжило работу по законодательному обеспечению деятельности региона, созданию условий для эффективного развития социальной и экономической сферы, расширению сотрудничества органов государственной власти регионального и федерального уровней, развитию межпарламентских и межрегиональных связей. Приоритетными направлениями деятельности были и остаются социальная защита граждан, контроль за исполнением областного бюджета, совершенствование областного законодательства и приведение его в соответствие с федеральным. Работа Законодательного Собрания строилась в соответствии с планом законопроектных работ (постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 30 января 2014 года № 1858), планом мероприятий Законодательного Собрания Челябинской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (постановление Законодательного Собрания от 19 декабря 2013 г. № 1796), планом мероприятий Законодательного Собрания по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606 (решение президиума Законодательного Собрания от 26.06.2013 № 2564-пр), с учетом рекомендаций в адрес законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации решений Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании, принятых в 2014 году, ежемесячными планами Законодательного Собрания, планами работы комитетов Законодательного Собрания, решением президиума Законодательного Собрания от 25.04.2012 № 1332-пр.
Прошедший год был насыщенным в плане законотворческой деятельности. Среди главных итогов года следует отметить работу над основным финансовым документом региона – бюджетом Челябинской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Процесс согласования базовых параметров бюджета осложнялся негативными внешнеполитическими факторами. Тем не менее, на основе согласованной с Правительством Челябинской области общей позиции, Закон был рассмотрен и принят и теперь требуется осуществлять постоянный мониторинг его исполнения.
Повышенное внимание депутаты Законодательного Собрания уделили правовому обеспечению проведения реформы местного самоуправления в Челябинском городском округе.
Большое внимание депутатов уделялось поиску законодательных решений, направленных на оздоровление экономики региона, поэтому вопросы совершенствования налогового законодательства, межбюджетных отношений были постоянно в поле зрения депутатов.
Минувший год был наполнен важными событиями не только для Законодательного Собрания, но и в целом для региона. В январе 2014 года Челябинская область отметила 80-летний юбилей, в июне – 20-летие со дня образования Законодательного Собрания, 14 сентября был избран Губернатор Челябинской области Борис Александрович Дубровский, а также в рамках реализации реформы местного самоуправления избраны депутаты семи районных Советов депутатов областного центра Южного Урала, сформирована Челябинская городская Дума, избраны главы районов и на конкурсной основе определен глава администрации города Челябинска.
Подробная характеристика деятельности Законодательного Собрания за 2014 год представлена в настоящем аналитическом докладе.
Глава I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 1. Общие итоги законодательной деятельности
Правовое, информационное, организационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности депутатовосуществлялось аппаратом Законодательного Собрания. Всего за 2014 год подготовлено и проведено 12 заседаний Законодательного Собрания, на которых было рассмотрено и принято 223 Закона Челябинской области, в том числе, базовых законов – 60, о внесении изменений в законы Челябинской области - 168. Принято 610 постановлений Законодательного Собрания. Проведено 20 заседаний президиума, на которых было рассмотрено и принято 1146 решений. За отчетный период было подготовлено 935 решений президиума Законодательного Собрания о награждении Почетными грамотами и поощрении Благодарственными письмами Законодательного Собрания 2708 человек. За 2014 год в Законодательное Собрание Челябинской области поступило 1643 обращения граждан, общественных организаций и коллективов. Из них 1109 обращений было письменными, в том числе 397 в форме электронного обращения. Руководством Законодательного Собрания проведено 65 личных приемов, 18 вопросов решены положительно, по остальным даны разъяснения.
В заседаниях Законодательного Собрания принимали участие: Губернатор Челябинской области и его заместители, члены Правительства Челябинской области, руководители отраслевых министерств, представители областного суда, прокуратуры, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, уполномоченный по правам человека в Челябинской области, уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания, которые проводятся с участием жителей муниципального образования, вносится проект местного бюджета на очередной финансовый год и отчет о его исполнении. В обсуждении главного финансового документа Челябинской области 19 ноября 2014 года приняли участие руководители государственных органов власти и органов местного самоуправления, депутаты Законодательного Собрания, представители более 60 общественных организаций и инициативные жители региона, ведь именно широкое привлечение общественности к решению важных для жизни Челябинской области вопросов является одним из ключевых направлений Стратегии развития до 2020 года.
Одной из форм деятельности Законодательного Собрания являются депутатские слушания для обсуждения депутатами законопроектов, договоров, важных политических, экономических, социальных и иных проблем с привлечением специалистов, экспертов, общественности. В связи с тем, что 2014 год был объявлен Годом культуры, в декабре 2014 года были проведены депутатские слушания «Год культуры: итоги и перспективы», в которых приняли участие 75 человек.
В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания для подготовки законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания создано более сорока рабочих групп, в состав которых помимо депутатов Законодательного Собрания входили должностные лица и специалисты государственных органов, организаций. В целях научного, методического, экспертного и консультативного обеспечения в Законодательном Собрания созданы и успешно функционировали 7 общественных и два экспертных совета. В частности, подготовкой предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства Челябинской области в сфере экономической политики и предпринимательства в Законодательном Собрании занимался Экспертный экономический совет, на одном из заседаний которого проведено обсуждение проекта изменений в Стратегию социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. Экспертный совет при фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании был создан для экспертного широкого обсуждения законодательных инициатив, предложений по совершенствованию законодательной базы. Его деятельность направлена на обеспечение открытости, публичности, антикоррупционной направленности принимаемых решений.
Деятельность Законодательного Собрания Челябинской области не ограничивается подготовкой и принятием законов и постановлений, она намного многогранней, чем кажется на первый взгляд. Примером тому служат различные конкурсы, проводимые в Челябинской области при непосредственном участии областного парламента. Например, областной конкурс работников малых и средних предприятий "Золотые кадры" проводился в целях развития деловой активности и повышения творческого потенциала работников малых и средних предприятий в Челябинской области. Областной конкурс социальных достижений «Меняющие мир» проводился ежегодно в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и пропаганды достижений организаций и индивидуальных предпринимателей в социальной сфере. Законодательным Собранием проводились церемонии вручения премий жителям Челябинской области, добившимся выдающихся успехов в сфере культуры, здравоохранения, агропромышленного комплекса, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, дорожной и строительной отраслей, жилищно-коммунального хозяйства. Особое место занимает премия "Общественное признание", которая присуждаетсягражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, за многолетний добросовестный и безупречный труд, активное участие в деятельности общественных организаций ветеранов и пенсионеров Челябинской области.
§ 2. Анализ основных результатов деятельности Законодательного Собрания Челябинской области
1. Законодательное обеспечение сферы государственного строительства и местного самоуправления
Большое внимание уделялось совершенствованию законодательной базы местного самоуправления Челябинской области. 27 мая 2014 года в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся вопросов реформирования местного самоуправления в Российской Федерации и расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательном регулировании вопросов организации местного самоуправления.
Разработаны и приняты законы Челябинской области, позволившие образовать в Челябинском городском округе внутригородские районы – новый вид муниципальных образований. В настоящее время идет процесс становления вновь образованных внутригородских муниципальных образований и их органов местного самоуправления. Предстоит разработка и принятие законов об источниках доходов бюджетов внутригородских районов, а также о составе муниципального имущества внутригородских районов в составе Челябинского городского округа.
Также принят Закон Челябинской области от 10 июня 2014 года № 705-ЗО «О порядке избрания и отдельных полномочиях глав некоторых муниципальных образований Челябинской области», подготовлен к принятию законопроект «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и о порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области», в результате чего органы государственной власти области получат возможность конструктивного взаимодействия с органами местного самоуправления.
Принят ряд важных законов в области избирательного законодательства. В 2012 году Челябинская область вернулась к прямым выборам Губернатора. Был принят и вступил в силу Закон Челябинской области от 31 мая 2012 года № 338-ЗО «О выборах Губернатора Челябинской области». Переход от наделения полномочиями губернаторов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации к их избранию на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании свидетельствует о демократизации избирательного законодательства. Вместе с тем усилена ответственность Губернатора Челябинской области перед населением. В соответствии с Законом Челябинской области от 29 ноября 2012 года № 422-ЗО «О порядке отзыва Губернатора Челябинской области» Губернатор Челябинской области может быть отозван за нарушение законодательства Российской Федерации и Челябинской области, а также за неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей.
Кроме того, в 2014 году в связи с изменениями федерального законодательства были внесены изменения в избирательное законодательство Челябинской области, которыми:
- предусмотрена возможность восстановления пассивного избирательного права граждан, судимость которых за совершение тяжких и особо тяжких преступлений снята или погашена (по истечении соответственно 10 лет и 15 лет со дня снятия судимости);
- снижен с 7 до 5 процентов «заградительный» барьер, необходимый для допуска списков кандидатов к распределению депутатских мандатов, устанавливаемый законами субъектов Российской Федерации на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований;
- предусмотрена возможность досрочного голосования для избирателей, которые в день голосования по уважительной причине будут отсутствовать по месту своего жительства и не смогут прибыть в помещение для голосования на избирательном участке.
На основании постоянно проводимого мониторинга действующего избирательного законодательства и правоприменительной практики были внесены соответствующие изменения в следующие Законы Челябинской области:
- «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области»;
- «О муниципальных выборах в Челябинской области»;
- «О референдуме Челябинской области»;
- «О местном референдуме Челябинской области»;
- «Об избирательных комиссиях в Челябинской области».
2. Законодательное обеспечение финансово-бюджетной политики
Областной бюджет всегда был и остается приоритетной сферой в работе Законодательного Собрания. Рассмотрен и принят основной финансовый Закон Челябинской области«Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».Предварительное обсуждение основных параметров бюджета проводилось на публичных слушаниях, на которых присутствовало 370 человек.
Безусловным приоритетом являлось дальнейшее обеспечение поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, а также реализация других задач, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации 2012 года.
Одновременно предусматривается сохранение достигнутого уровня выполнения социальных обязательств области с учетом дополнительно установленных на уровне области льгот и выплат. Средства на оказание социальной поддержки населения предусмотрены в необходимом объеме в соответствии с действующими нормативными правовыми актами области.
В 2015 году в целом на финансирование образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, т.е. на «инвестиции в человеческий капитал» будет направлен каждый второй рубль областного бюджета или 56,5 млрд. рублей. На социальную защиту населения в 2015 году предусмотрен каждый четвертый рубль областного бюджета или 26,2 млрд.рублей. В целом удельный вес расходов, связанных с функционированием социальных отраслей, составит в 2015 году 73%. Это образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт.
На инфраструктурное и экономическое развитие региона предусмотрено направить 16,2 млрд. рублей. Их доля в общем объеме расходов 14%. Это ресурсы, вкладываемые в отрасли региональной экономики – дорожное хозяйство, сельскохозяйственное производство, лесное и водное хозяйство, транспорт, а также в жилищно-коммунальную сферу.
Доходы областного бюджета на 2015 год составят 101,6 млрд. рублей, расходы – 113,4 млрд. рублей, дефицит – 11,8 млрд. рублей.
Принят Закон Челябинской области «О бюджете ТФОМС Челябинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».Бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам и составляет в 2015 году 32,6 млрд. рублей. Планируемые финансовые средства обеспечивают принятую постановлением Правительства области территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
В связи с выделением дополнительных федеральных трансфертов, а также с увеличением прогнозных поступлений собственных доходов вносились изменения в Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». Активное взаимодействие с федеральными органами власти позволило получить и направить дополнительные целевые средства на:
оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, пенсионерам, молодым семьям, детям-сиротам, гражданам, пострадавшим от паводка летом 2013 года);
развитие здравоохранения, в том числе его модернизацию;
развитие образования, спорта, культуры;
мероприятия по временному социально-бытовому устройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины;
господдержку сельхозтоваропроизводителей.
Аналогично, вносились изменения в Закон Челябинской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Принят Закон Челябинской области «О Резервном фонде Челябинской области», предусматривающий создание в областном бюджете резервного фонда за счет остатка средств на начало финансового года, не имеющих целевого назначения, в размере не более 3 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Использоваться средства фонда будут только в случае невыполнения доходов областного бюджета на расходы, утвержденные законом о бюджете.
Депутаты Законодательного Собрания придают особое значение совершенствованию бюджетных правоотношений. Внесены изменения в Законы Челябинской области «О бюджетном процессе в Челябинской области», «Об управлении государственным долгом Челябинской области», как в части приведения в соответствие с федеральным законодательством, реформой местного самоуправления, так и в части расширения и уточнения полномочий Правительства и Министерства финансов при осуществлении выпуска государственных ценных бумаг, в сфере бюджетных инвестиций в объекты капстроительства.
Приоритетными для Законодательного Собрания являются и вопросы регионального налогового законодательства. В Законе Челябинской области «О транспортном налоге» учтены изменения федерального законодательства в части сроков уплаты налога. Принят Закон Челябинской области«Об установлении дополнительного основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам», предусматривающий признание безнадежной к взысканию с целью списания задолженности по трем отмененным до 2004 года налогам: налог на имущество предприятий, налог с продаж и сбор на нужды образовательных учреждений.
С целью уточнения отдельных норм внесены изменения в Закон Челябинской области«О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области».
Принят Закон Челябинской области «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда Челябинской области» в рамках правового регулирования налогообложения доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в РФ. Законом предусмотрено установление для них повышающего коэффициента, что позволит сделать налоговую нагрузку на иностранных граждан, работающих на территории Челябинской области, приближенной к налоговой нагрузке граждан Российской Федерации и увеличит конкурентоспособность российских граждан на рынке труда в отношении специальностей, не требующих высокой квалификации.
В рамках реформы местного самоуправления приняты Закон Челябинской области«О разграничении полномочий между представительным органом городского округа с внутригородским делением и представительными органами внутригородских районов по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов» и Закон Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области». Новая редакция Закона Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области» связана с совершенствованием организации местного самоуправления и образованием новых типов муниципальных образований в Челябинской области. Законом утверждены новые методики выравнивания бюджетной обеспеченности для всех уровней местного самоуправления; предусмотрено наделение органов местного самоуправления городских округов с внутригородским делением государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских районов, с целью осуществления указанных полномочий установлена методика расчета и распределения субвенций бюджетам городских округов с внутригородским делением.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном общественном контроле» в новой редакции принят Закон Челябинской области «О порядке проведения публичных слушаний по проектам законов Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении областного бюджета»,предусматривающий широкое участие общественности в обсуждении параметров бюджета и проведение публичных слушаний только в очной форме.
Не остаются без внимания депутатов Законодательного Собрания и вопросы организации финансового контроля. Внесены изменения Закон Челябинской области«О Контрольно-счетной палате Челябинской области», предусматривающие полномочия КСП по аудиту в сфере закупок, а также антикоррупционные меры - запрет председателю палаты, его заместителям и членам их семей (супруги и несовершеннолетние дети) иметь счета в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Проведена экспертиза Закона Челябинской области «О налоге на имущество организаций» в рамках исполнения законодательства об оценке регулирующего воздействия законов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности с целью выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ее осуществление на территории региона и совершенствования норм Закона, с учетом поступивших в рамках экспертизы мнений и предложений. Отчет о результатах проведения экспертизы с учетом свода мнений, поступивших в ходе проведения экспертизы, утвержден депутатами комитета.
В результате экспертизы выявлено, что положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории области, в Законе нет, но льготы, предоставленные по налогу на имущество организаций, не оказывают существенного стимулирующего воздействия на инвестиционную активность на территории Челябинской области.
3. Законодательное обеспечение экономической политики и предпринимательства
В сфере поддержки и развития предпринимательства
В 2014 году после значительного перерыва по инициативе Губернатора и Законодательного Собрания состоялся Форум малого и среднего бизнеса Челябинской области, работу которого обеспечил и подготовил комитет Законодательного Собрания по экономической политике и предпринимательству.
Актуальные вопросы, касающиеся деятельности предпринимателей области, были обсуждены в ходе работы круглых столов «Меры экономического стимулирования малого и среднего производственного бизнеса с целью решения задач импортозамещения», «Защита прав предпринимателей», «Взаимодействие бизнеса и органов власти в развитии сельских территорий», «Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях», «Разработка проекта государственной программы Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы» и панельной дискуссии «Налоговая политика Российской Федерации и Челябинской области в 2015-2017 годах». В форуме приняли участие более 500 человек.
Одной из основных проблем, поставленных на форуме, стало обеспечение стабильности налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Итогом работы комитета по экономической политике и предпринимательству в этом направлении стало:
1. В областной Закон о патентной системе внесены изменения, в соответствии с которыми снижена стоимость патентов для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников. Кроме того с целью повышения привлекательности патентной системы налогообложения в экономически неразвитых территориях, сельских поселениях области Законом введенадифференциация Челябинской области по территориям действия патентов по муниципальным образованиям с установлением корректирующего коэффициента к стоимости патента (Закон Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области»).
2. В Государственную Думу в качестве законодательной инициативы направлены проекты федеральных законов:
«О внесении изменений в статью 34645 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Предлагается предоставить индивидуальному предпринимателю право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории субъекта РФ в случае получения патента на территории, для которой законом субъекта установлена наибольшая стоимость патента по соответствующему виду предпринимательской деятельности.
«О внесении изменений в статью 34645 и 34646 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Проектом федерального закона предлагается исключить из условий, при которых налогоплательщик утрачивает право применения патентной системы условие несвоевременной оплаты патента. Ответственность за несвоевременную оплату патента будет наступать по общему основанию в виде пени за каждый календарный день просрочки и штрафа.
«О приостановлении действия отдельных положений статей 34611 и 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 года действия статей в части уплаты налога в отношении объектов коммерческой недвижимости, налоговая база по которой определяется как кадастровая стоимость, организациями, находящимися на специальных налоговых режимах.
С 1 января 2014 года Законодательным Собранием Челябинской области проводится работа по оценке регулирующего воздействия в отношении проектов законов Челябинской области и проектов постановлений Законодательного Собрания Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с принятым Порядком проведения экспертизы законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности наряду с оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Челябинской области проводится экспертиза действующих нормативных правовых актов. Экспертиза включает изучение практики применения нормативных актов, в том числе путем публичных консультаций с экспертным сообществом, предпринимателями и инвесторами, общественными организациями, осуществляющими защиту и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, и выявление затруднений в осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных применением положений закона или постановления.
В сфере управления имуществом
В 2014 году комитет по экономической политике и предпринимательству продолжил работать над формированием областного законодательства в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Всего за год комитетом подготовлено 42 Закона Челябинской области. Наделение городских и сельских поселений имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения, способствует повышению экономической самостоятельности поселений и повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
В целях повышения эффективности управления областным имуществом принято Положение о порядке проведения инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области и составляющего государственную казну Челябинской области, которое позволит актуализировать сведения Реестра о казенном имуществе и выработать предложения о мероприятиях по его вовлечению в оборот.
Также внесены изменения в Положение о порядке учета имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, и ведения реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, которое предусматривает совершенствование ведения реестра, четкую идентификацию государственного имущества Челябинской области и детализацию данных об объектах учета в части характеристик, требуемых для принятия квалифицированных и оптимальных управленческих решений в отношении областного имущества.
В целях совершенствования земельного законодательства в связи с необходимостью дифференциации подходов к использованию земельных участков, различных в плодородии почв, снижения финансовой нагрузки на арендаторов земель, занимающихся животноводством был разработан и принят Закон Челябинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Закон предоставил возможность органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов устанавливать понижающий коэффициент к размеру арендной платы для граждан в отношении земельных участков, предоставленных им для сенокошения и выпаса скота.
Иные вопросы в сфере экономической политики
В марте 2014 года Законодательное Собрание приняло в новой редакции Стратегию социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (постановление от 26.03.2014 г. № 1949). В связи с необходимостью приведения областного законодательства о стратегическом планировании в соответствие с федеральным и создания правовой основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития Челябинской области принят Закон Челябинской области «О стратегическом планировании в Челябинской области».
В целях определения социальных доплат к пенсии в 2015 году Законом Челябинской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области на 2015 год» установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области для определения социальных доплат к пенсии в 2015 году в размере 6 734 рубля. По сравнению с 2014 годом величина прожиточного минимума пенсионера увеличена на 519 рублей.
4. Законодательное обеспечение социальной политики
Законодательная работа в социальной сфере отвечала задачам, поставленным в майских указах Президента Российской Федерации 2012 года, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, плану законопроектных работ Законодательного Собрания на 2014 год, плану работы комитета Законодательного Собрания по социальной и молодежной политике, культуре и спорту на I-IV квартал 2014 года, а также определялась целями Года культуры в Российской Федерации, реализацией Национальной стратегии действий в интересах детей, поддержки семьи.
В результате внесения изменений в статьи 1 и 3 Закона Челябинской области «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области» и статью 3 Закона Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» многодетным семьям на территории Челябинской области в целях повышения статуса семей предусмотрено вручение соответствующего удостоверения.
Закон «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» определил перечень социальных услуг по трем формам социального обслуживания (стационарное, полустационарное, социальное обслуживание на дому) и видам социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, социально-трудовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов).
Принят закон «О внесении изменений в статью 17 Закона Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» и Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в целях приведения в соответствие с федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уточняющий наименования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленные в указанных федеральных законах.
В Послании Президента Российской Федерации была подчеркнута роль культуры, истории и русского языка. В связи с этим на законодательном уровне были внесены изменения в Закон Челябинской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области», устанавливающий порядок принятия на государственную охрану объектов культурного наследия, утверждения границ территории объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия.
Приняты Постановления:
«О плане мероприятий Законодательного Собрания Челябинской области по проведению Года культуры в Челябинской области в 2014 году». В план мероприятий включены основные мероприятия Законодательного Собрания по проведению Года культуры, в том числе, выездное заседание комитета Законодательного Собрания по социальной и молодежной политики, культуре и спорту и проведение публичных слушаний по вопросам культуры и искусства;
«Об областном народном конкурсе «Марафон талантов», которым предусмотрено проведение в рамках Года культуры в России конкурса самодеятельных творческих коллективов. Конкурс проходил в три этапа – с марта по декабрь 2014 года. На первом этапе, с марта по май, прошли конкурсы в городских округах и муниципальных районах Челябинской области. На втором этапе, с сентября по ноябрь, проводились зональные конкурсы, на третьем этапе – гала-концерт, который состоялся в декабре 2014 года в городе Челябинске.
С целью усиления социальных гарантий и оптимизации расходов областного бюджета для реабилитированных лиц, работающих сельских специалистов , сельских педагогов приняты законы:
«О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан». Настоящим Законом для ветеранов труда введена ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) в размере 960 рублей (для лиц, не пользующихся услугами местной телефонной связи) и 1 100 рублей (для лиц, пользующихся услугами местной телефонной связи). Для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, установлена ЕДВ в размере 1 200 рублей (в ее состав вошли меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и предоставляемая в настоящее время ЕДВ в размере 300 рублей);
«О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области». Предоставление компенсации работающим сельским специалистам поручается органам исполнительной власти Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, которым подведомственны учреждения (организации) культуры, здравоохранения, образования, ветеринарии, физкультуры и спорта, социального обслуживания, по месту работы граждан. В этом случае суммы компенсации будут включаться в фонд начисленной заработной платы (приказ Росстата от 30.12.2013 г. № 508, разъяснения Росстата от 22.07.2014 г. № МД-07-2/2531-ДР). Размер компенсации с 1 января 2015 г. составит для сельских специалистов 1 100 рублей;
«О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области». С 1 января 2015 года предоставление компенсации работающим сельским педагогам поручается органам исполнительной власти Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, которым подведомственны образовательные организации по месту работы граждан. В этом случае суммы компенсации будут включаться в фонд начисленной заработной платы (приказ Росстата от 30.12.2013 № 508, разъяснения Росстата от 22.07.2014 г. № МД-07-2/2531-ДР).
В связи с 20-летием Законодательного Собрания Челябинской области проведен молодежный конкурс «Парламентские дебаты»; осуществлен контроль исполнения государственных программ, подготовлены решения президиума Законодательного Собрания по организации и проведению мероприятий комитетом в течение года.
5. Законодательное обеспечение строительной политики
Одним из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания являются вопросы совершенствования законодательства в строительной сфере.
Депутатами приняты наиболее социально значимые для населения области законы. «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О государственной поддержке молодых учителей общеобразовательных учреждений в Челябинской области», который предусматривает возможность получения молодыми учителями не только ипотечного кредита, но и ипотечного займа. Размер государственной поддержки молодых учителей определяется от стоимости приобретаемого жилого помещения вместо суммы ипотечного кредита. Законом Челябинской области «О внесении изменений в статью 3 Закона Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» уточнена категория военнослужащих, которым оказываются меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Во исполнение требований федерального законодательства об ограничении роста платы граждан разработан и принят Закон Челябинской области «О льготных тарифах на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на территории Челябинской области», позволяющий устанавливать льготные тарифы на энергопотребление для населения. В целях совершенствование механизмов организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области, внесены изменения в Закон Челябинской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области».
В рамках реализации реформы местного самоуправления принят Закон Челябинской области «О статусе и границах Челябинского городского округа и внутригородских районов в его составе», который меняет общие принципы организации местного самоуправления и наделяет Челябинский городской округ статусом городского округа с внутригородскими районами и устанавливает их границы.
Исполнение действующих на территории Челябинской области государственных областных и адресных программ находилось в поле зрения депутатов. Были заслушаны итоги реализации: подпрограммы «Развитие малоэтажного жилищного строительства» областной целевой программы «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» в Челябинской области на 2011 – 2015 годы» и перспективах на 2014 год», Государственных программ Челябинской области «Развитие дорожного хозяйства в Челябинской области на 2014-2016 годы», «Обеспечение доступным и комфортным жильём граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы», «Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2016 годы» в 2014 году».
На постоянном контроле у депутатов находились вопросы, связанные с жизнеобеспечением граждан области:
- переселение из аварийного фонда;
- переход на новую систему финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
- о мерах государственной поддержки отдельных категорий граждан для улучшения жилищных условий в рамках областных и федеральных целевых программ;
- о ходе подготовки к отопительному периоду 2014-2015 годов;
- о перспективах увеличения объемов строительства жилья экономического класса и развития рынка арендного жилья в Челябинской области;
- об изменении платы граждан за коммунальные услуги на территории Челябинской области во втором полугодии 2014 года.
В целях совершенствования законодательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации направлены проекты федеральных законов:
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»;
«О внесении изменений в статью 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»;
«О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
«О внесении изменений в статью 189 Жилищного кодекса Российской Федерации»;
«О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В связи с необходимостью внесения изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления» (в целях соблюдения принципа справедливости при распределении расходов по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, усиления контроля со стороны собственников помещений в многоквартирном доме за правильностью начисления платы за такие коммунальные услуги, повышения ответственности недобросовестных потребителей коммунальных услуг, а также стимулирования граждан на установку приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов) депутатами было подготовлено и одобрено обращение Законодательного Собрания Челябинской области «К Правительству Российской Федерации».
6. Законодательное обеспечение промышленной политики и транспорта
Ключевыми задачами комитета остаются вопросы законодательного обеспечения развития и поддержки промышленности, повышения энергетической эффективности в промышленном производстве области, профессиональной подготовки кадров для предприятий промышленности, тарифной политики и антимонопольного контроля в сфере топливно-энергетического комплекса.
В целях совершенствования порядка организации транспортного обслуживания населения и осуществления контроля за деятельностью перевозчиков на межмуниципальных маршрутах внесены изменения в областной закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области»
Осуществляя контроль за состоянием безопасности дорожного движения, рассмотрено исполнение в 2013 году областной целевой Программы повышения безопасности дорожного движения в Челябинской области на 2013-2015 годы. В соответствии с принятыми изменениями в Закон Челябинской области «О порядке перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранения и возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства» отбор специализированных организаций будет проводиться по результатам конкурса в каждом муниципальном образовании. Также вводится понятие «начало перемещения задержанного транспорта на штрафстоянку», что позволит снять спорные моменты, возникающие у водителей и сотрудников ГИБДД на месте задержания. Кроме того, устанавливается фиксированный размер платы за перемещение задержанного транспорта на спецстоянку. В 2014 году отмечается тенденция роста дорожно-транспортных происшествий по вине лиц, находящихся в состоянии опьянения. В целях ужесточения ответственности за нарушение правил дорожного движения в отношении тех водителей , которые совершили в состоянии опьянения ДТП со смертельным исходом для одного или более лиц, подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса РФ», в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением лишать таких водителей права управления транспортным средством пожизненно.
В рамках осуществления контроля за реализацией областных целевых программ депутатами было рассмотрено исполнение в 2013 году областных целевых программ «Развитие информационного общества в Челябинской области на 2013-2015 годы» и «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов спутниковой деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Челябинской области на 2012 - 2015 годы».
В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд принят Закон Челябинской области «Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Челябинской области». Предлагается проводить обязательное общественное обсуждение закупок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет от пятисот миллионов рублей до одного миллиарда рублей включительно. Принятый закон должен повысить эффективность расходования средств областного бюджета и информированность о крупных закупках, а также стимулировать участие населения в принятии решений в сфере закупок и обеспечить снижение коррупционных рисков.
7. Законодательное обеспечение аграрного сектора, земельных и лесных отношений
Ключевой задачей комитета является дальнейшее развитие правовой базы, регулирующей отношения в аграрном секторе, в сфере земельных и лесных отношений.
Принятый Законодательным Собранием Закон Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О Правительстве Челябинской области» предусматривает наделение Правительства Челябинской области полномочиями по:
установлению порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и порядка выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности;
установлению (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Челябинской области в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных особо опасных болезней животных;
установлению перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, и начала пожароопасного сезона исходя из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах.
Подготовлена и направлена в Государственную Думу Российской Федерации поправка к проекту федерального закона № 607420-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», предлагающая ввести критерий, в соответствии с которым условием получения государственной поддержки, в части кредитования, является переработка сельскохозяйственного сырья, произведенного на территории Российской Федерации, что в свою очередь будет способствовать импортозамещению.
Рассмотрена информация об исполнении в 2013 году областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2013–2020 годы». Отмечено, что на финансирование мероприятий Программы привлечено 3 688,4 млн. руб.(99% от планового показателя), в том числе 772,7 млн. руб. средств областного бюджета (99,8% от планового показателя). В результате реализации Программыдостигнуты либо превышены 36 из 66 запланированных показателей, в том числе:увеличено в сельскохозяйственных организациях производство молока – на 13 тыс. тонн, свинины на 6 тыс. тонн, (108,4 и 113,3% от плановых показателей соответственно); в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах привлечено для развития товарного производства 2 313,3 млн. руб. (231,3% от планового показателя); 35 начинающих фермеров получили гранты на создание и развитие своих крестьянских (фермерских) хозяйств (167% от планового показателя).
Министерству сельского хозяйства Челябинской области было рекомендовано принять необходимые меры по сохранению поголовья коров в сельскохозяйственных организациях и обеспечению достижения целевых индикативных показателей Программы в 2014 году;
Проведен анализ исполнения в 2013 году областной целевой программы «Социальное развитие села» в Челябинской области на 2012–2013 годы. Отмечено, что объем финансирования мероприятий программы составил 180 млн. руб., из них средства областного бюджета – 50,7 млн. руб. В результате реализации Программы: приобретено (построено) для граждан, проживающих в сельской местности, 7,3 тыс. кв. м жилья (109,2% от планового показателя), что позволило улучшить жилищные условия 108 семей; введено в действие 24,3 км. распределительных газовых сетей (115,7% от планового показателя).
Министерству сельского хозяйства Челябинской области рекомендовано рассмотреть возможность включения в 2014 году в государственную программу Челябинской области «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014–2020 годы» мероприятий, предусмотренной в федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий и на плановый период до 2020 года».
В целях сокращения расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлено обращение к Правительству Российской Федерации о дополнении перечня категорий и видов транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами, транспортными средствами, предназначенными для сельскохозяйственных работ.
В сфере земельных отношений принят Закон Челябинской области «О внесении изменений в статьи 7 и 71 Закона Челябинской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области», которым исключено положение о минимальном сроке аренды земельного участка сельскохозяйственных угодий в зависимости от разрешенного использования сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду (в связи с изменением федерального законодательства).
В сфере лесных отношений принято два закона:
«О внесении изменений в статью 3 Закона Челябинской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» и статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», которым установлено, что Челябинская область определяет порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд и ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением заготовки древесины, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
«О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», который уточняет в соответствии с новыми требованиями федерального законодателя формулировки переданных субъекту Российской Федерации полномочий по организации использования лесов и их охраны.
Рассмотрено исполнение областной целевой программы «Леса» на 2010-2013 годы и отмечено, что за весь период действия программы фактический объем финансирования составил 179,7 млн. руб. при плане 394,3 млн. руб. (45,5%), в том числе: 82,6 млн. руб. средства федерального бюджета при плане 93,4 млн. руб. (88,4%), 70,6 млн. руб. средства областного бюджета при плане 76,1 млн. руб. (92,8%), прочих источников 26,2 млн. руб. при плане 224,9 млн. руб. (11,7%). Наблюдается ежегодное снижение объема финансирования мероприятий программы. Так в 2013 году по сравнению с 2010 годом фактический общий объем финансирования мероприятий программы снизился почти в 3 раза (42,8 млн. руб. и 123,6 млн. руб. соответственно), при этом фактический объем финансирования мероприятий программы из федерального бюджета уменьшился в 2,3 раза; из областного бюджета – в 1,1 раза; из внебюджетных источников – в 6,3 раза. Не в полном объеме выполнены следующие программные мероприятия: содействие естественному возобновлению леса (92,2%); приобретение семян (78,8%); выращивание стандартного посадочного материала (90%); лесоводственный уход за лесными культурами (59,8%); профилактические выжигания (77,6%); приобретена 21 единица специализированной противопожарной и лесохозяйственной техники при плане 28 единиц (75%).
Подведены итоги пожароопасного сезона 2014 года в лесах Челябинской области. По информации Главного управления лесами Челябинской области выявлено и ликвидировано 435 случаев лесных пожаров на общей площади 1245 га. Средняя площадь пожара составила 2,86 га, что в 1,9 раза меньше, чем в 2013 году (5,56 га). От пожаров погибло 63,4 га лесных насаждений, что в 18 раз меньше чем в 2013 году (1155,4 га).
Рассмотрена информация о заготовке гражданами древесины для собственных нужд в лесах Челябинской области:на 1 декабря 2014 года от граждан поступило 20 760 заявлений о заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с требуемым объемом древесины 228 620 куб. м., в том числе с целью заготовки дровяной древесины для отопления 18 479 заявлений (89%) с требуемым объемом древесины 164 935 куб. м. (72,1%); с целью заготовки деловой древесины для строительства и ремонта 2 281 заявлений (11%) требуемым объемом древесины 63 685 куб. м. (27,9%). С заявителями заключено 17 209 договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в объеме 174 965 куб. м., в том числе с целью заготовки дровяной древесины 15 966 договоров в объеме 145 115 куб. м. (72,6% от допустимого объема) и с целью заготовки деловой древесины 1 243 договоров в объеме 29 850 куб. м. (78,6% от допустимого объема).
8. Законодательное обеспечение сферы экологии и природопользования
Законодательная работа направлена на правовое обеспечение охраны окружающей среды, природопользования, пожарной безопасности. Приняты изменения в Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны окружающей среды», которыми уточнены переданные полномочия и перечень административных правонарушений в области охраны окружающей среды. Так, из полномочий органов местного самоуправления исключены функции по контролю платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также право запрашивать и получать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документы, необходимые для проверки правильности ее начисления.
Комитетом обсуждены вопросы состояния атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по улучшению его качества, а также обращения с промышленными отходами на территории Челябинской области. Отмечено, что сохранились сложившиеся в последние годы тенденции, а именно: снижаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а увеличивается количество накопленных на территории области отходов производства и потребления. При этом юридическими лицами, имеющими источники выбросов, выполнены мероприятия по охране атмосферного воздуха за счет собственных средств в 2012 году на сумму 1,8 млрд. рублей, в 2013 году – 987,6 млн. рублей, в I полугодии 2014 года – 1,2 млрд. рублей. Комитетом рекомендовано промышленным предприятиям, расположенным на территории Челябинской области, продолжить модернизацию производства и внедрять наилучшие доступные технологии, обеспечивающие снижение техногенной нагрузки и выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В сфере природопользования урегулированы вопросы передачи полномочий в области рыбоводства и рыболовства между областными министерствами, наделения уполномоченных органов Челябинской области в сфере водных отношений и в сфере недропользования соответственно правом согласовывать проекты правил использования водохранилищ и правом оформлять документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода по участкам недр местного значения – изменения в законы Челябинской области «О регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов на территории Челябинской области», «О регулировании водных отношений в Челябинской области», «О пользовании недрами на территории Челябинской области». Приняты изменения, которыми определен порядок распределения разрешений в общедоступных угодьях для охоты в целях регулирования численности при бешенстве и других чрезвычайных ситуациях, исключено животное «кабан» из перечня охотничьих ресурсов, добываемых по квоте – изменения в Закон Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области». Кроме того, указанным Законом названия охотничьих ресурсов, применяемые в нем, приведены в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций внесены изменения в законы Челябинской области «О добровольной пожарной охране в Челябинской области», «О пожарной безопасности в Челябинской области», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера». В результате установлены меры социальной защиты добровольных пожарных и членов семей работников добровольной пожарной охраны, определены дополнительные полномочия Правительства Челябинской области по организации и обеспечению осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Продолжена работа в сфере особо охраняемых природных территорий Челябинской области. Приняты изменения в Закон Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», которыми уточнены полномочия органов государственной власти Челябинской области, категории особо охраняемых природных территорий регионального значения, порядок установления их границ и охранных зон. В целях приведения статуса природных объектов, объявленных в 70-80 годах прошлого столетия памятниками природы областного значения, приняты границы семи природных объектов. В результате на 1 января 2015 года для 85 памятников природы установлены границы и охранные зоны (из 132 объявленных).
Осуществлялся постоянный мониторинг исполнения областных целевых программ: «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области на 2013–2015 годы», «Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Челябинской области на 2011-2015 годы», «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2011–2015 годы, а также федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» на территории Челябинской области.
9. Вопросы соблюдения Регламента и депутатской этики
Важным фактором для плодотворной и результативной деятельности Законодательного Собрания является соблюдение норм Регламента Законодательного Собрания и депутатской этики. В связи с изменениями действующего законодательства, правоприменительной практикой, замечаниями и предложениями депутатов, в Регламент Законодательного Собрания был внесен ряд изменений. Разрешение конфликтных ситуаций, связанных со взаимоотношениями депутатов со сторонними организациями и гражданами, по газетным публикациям, на радио и телевидении было в поле зрения депутатов комитета Законодательного Собрания по Регламенту и депутатской этики.
В период проведения избирательных кампаний, а также в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов были приняты решения комитета по вопросам регистрации членов депутатских объединений (фракций) Законодательного Собрания.
Большое внимание комитет уделял соблюдению требований Закона Челябинской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области» в части своевременного представления депутатами Законодательного Собрания сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Глава II. Освещение деятельности Законодательного
Собрания Челябинской области в средствах массовой
информации
Комитет Законодательного Собрания по информационной политике в 2014 году уделял большое внимание вопросам усиления информационного сопровождения деятельности депутатов Законодательного Собрания в избирательных округах, модернизации официального сайта Законодательного Собрания, информационного наполнения и распространения газеты Законодательного Собрания «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области», обсуждению планов и содержания телевизионной программы Законодательного Собрания «Наш парламент».
Комитет Законодательного Собрания по информационной политике активно участвовал в разработке концепции информационного освещения принятых Законодательным Собранием законов, направленных на совершенствование механизма правового регулирования отношений в сфере благоустройства, совершенствование патентной системы налогообложения на территории Челябинской области, реформирование местного самоуправления в Челябинской области, а также законодательных инициатив Законодательного Собрания, подготовленных в рамках резолюции Всероссийского форума «Жилищно-коммунальное хозяйство – новое качество» и направленных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
На особом контроле комитета находятся вопросы организации деятельности городских и районных газет и телекомпаний. Депутаты - члены комитета неоднократно рассматривали обращения, поступившие от данных СМИ в Законодательное Собрание, обсудили вопрос доступности почтовой связи и ее влиянии на подписку городских и районных газет. Комитет провел выездное заседание в редакции газеты «Горняцкая правда» (город Коркино) и Коркинской типографии.
В 2014 году комитетом организовано и проведено пять конкурсов журналистов на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Челябинской области («Мир семьи», «Открытая власть», «Открытый взгляд», «Золотое перо», конкурс журналистских работ на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Челябинской области). Всего лауреатами журналистских конкурсов Законодательного Собрания стали 42 человека, которым вручены дипломы и денежные премии.
В декабре 2014 г. были подведены итоги конкурса студенческих работ о Законодательном Собрании Челябинской области. На конкурс поступило рекордное количество работ – 39. Дипломы лауреатов и денежные премии получили 16 участников.
Комитет также прорабатывал вопросы подготовки к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области, реализации проектов Законодательного Собрания Челябинской области «Парламентский урок: через прошлое к будущему!» в образовательных организациях Челябинской области в 2014 году, «Просто о законе», «Маршрут – округ» и проведения IV открытого турнира по хоккею в валенках на кубок Законодательного Собрания Челябинской области «Играй по-нашему!».
Общественный совет при Законодательном Собрании Челябинской области по вопросам деятельности средств массовой информации обсуждал вопросы, связанные с защитой законных интересов и прав средств массовой информации и их работников во взаимоотношениях с органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и организациями.
Освещение деятельности Законодательного Собрания области в средствах массовой информации
В 2014 году вышли в эфир теле- и радиокомпаний и были опубликованы:
Программа или печатное издание | Количество эфиров или номеров газет |
Программа «Наш парламент», ОТВ | 16 |
Программа «Наш парламент», 31 канал | 16 |
Программа «Логика власти», ЧГТРК | 2 |
Программа «Депутатский прием», ЧГТРК | 2 |
Программа «Ты не один» на ОТВ в рамках проекта «России важен каждый ребенок» | 5 |
Рубрика «Новости ЗСО» в рамках программы «Новый день», радио «Южный Урал» | 14 |
Программа «Законодательная среда» на радио «Комсомольская правда – Челябинск» | 5 |
Газета «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области» | 37 |
В средствах массовой организовано освещение 355 мероприятий о деятельности Законодательного Собрания, в том числе 12 заседаний Законодательного Собрания, 72 заседаний профильных комитетов. В средствах массовой информации прошло освещение 143мероприятий с участием председателя Законодательного Собрания В.В. Мякуша, который также лидирует по числу позитивных упоминаний в прессе.
В информационных сообщениях достаточно часто упоминается текущая деятельность Законодательного Собрания с описанием работы депутатов, комитетов и совещательных органов Законодательного Собрания, текущая нормативно-правовая деятельность.
В информационном поле преобладают положительные и нейтральные сообщения о деятельности Законодательного Собрания, количество негативных публикаций в среднем 3 %.
Наиболее часто упоминались в средствах массовой информации следующие депутаты Законодательного Собрания: В.В. Мякуш, А.Л. Журавлев, Ю.Р. Карликанов, А.А. Мотовилов, С.А. Мительман, К.Ю. Захаров, Н.И. Янов, А.А. Ткаченко,
Л.Р. Колесникова.
Информационные проекты, реализуемые Законодательным Собранием
1 марта 2014 года в Ледовом Дворце «Уральская молния» проведен IV открытый турнир по хоккею в валенках на кубок Законодательного Собрания Челябинской области «Играй по-нашему!». В турнире участвовали 56 команд со всей Челябинской области, а в отборочных соревнованиях приняло участие около 4000 человек. За кубок Законодательного Собрания сразились команды депутатов, предприятий, общественных организаций, а также команды политических партий и дворовые команды.
В рамках проекта Законодательного Собрания Челябинской области «Парламентский урок: через прошлое к будущему!» разработаны методические рекомендации по проведению парламентских уроков «Если бы я был депутатом…». Депутаты Законодательного Собрания приняли участие в проведении 15 парламентских уроков.
Совместно с ЧИППКРО изданы четыре школьных плаката, объединенные темой «20 лет российской демократии». Большая часть тиража – 3000 экземпляров поступила в школы Челябинской области.
В ходе проведения депутатами Законодательного Собрания парламентских уроков к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области и к началу нового учебного года было использовано 34 000 штук двухсторонней закладки для книги (учебника) с официальной символикой Челябинской области, изданной в декабре 2013 года, и 3000 плакатов по истории парламентаризма Челябинской области.
В 2014 году реализовывался проект «Просто о законе», в рамках которого с помощью схем и графиков передается основное содержание наиболее популярных законов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области. Так, в 2013-2014 гг. в рамках проекта вышло шесть публикаций. «Механизм для молодых» рассказывает о законе о поддержке молодых учителей в вопросе решения их жилищных проблем. «Что изменилось в Челябинской области с 1 января 2014 года?» – об основных изменениях в законодательстве Челябинской области по основным направлениям деятельности Законодательного Собрания: социальной, строительной, аграрной, экономической политике и законодательстве о выборах. «Кто в домике живет?» – о порядке признания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, пригодных для постоянного проживания. «С «шашечками» на борту» – о действии областного закона «Об организации перевозок и багажа легковым такси на территории Челябинской области». «Живите тише!» – о законе, получившем неофициальное название «закон о тишине». «Адвокат за так» – об оказании бесплатной юридической помощи.
Проект «Просто о законе» реализуется на нескольких площадках: в газете «Южноуральская панорама», на сайтах газеты и Законодательного Собрания, в социальных медиа.
К 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области на официальном сайте Законодательного Собрания Челябинской области, в газете «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области» под рубрикой «Навстречу юбилею» опубликовано 12 «парламентских историй» – воспоминаний, исторических сюжетов о законодательных (представительных) органах власти региона Каждая история сопровождается сканами архивных документов и фотографиями. 28 мая вышел юбилейный номер газеты «Парламентская неделя», посвященный истории Законодательного Собрания.
Информационное наполнение официального сайта Законодательного Собрания Челябинской области (www.zs74.ru)
На главной странице официального сайта Законодательного Собрания в 2014 году было опубликовано 1446 сообщений в разделе «Новости». Также на официальном сайте размещено 260информационных видеороликов (за 2013 год – 247).
В марте 2014 года на официальном сайте введен в эксплуатацию модуль «Виртуальная экскурсия по Законодательному Собранию». Решение о создании 3D тура было принято комитетом Законодательного Собрания по информационной политике и приурочено к 20-летию областного парламента.
Тур состоит из нескольких панорам, позволяющих пользователю осмотреть самые интересные помещения парламента с углом обзора в 360 градусов. Посетители могут прогуляться по этажам здания, а закончится экскурсия на крыше Законодательного Собрания, с которой открывается красивый вид на проспект Ленина, улицу Кирова и северо-западную часть южноуральской столицы. С помощью виртуального тура можно будет побывать и в кабинете председателя Законодательного Собрания.
Работа в социальных сетях
В 2014 году продолжена работа в аккаунте Законодательного Собрания в социальной сети Facebook (www.facebook.com). Он объединяет почти 2500 читателей, которые не только просматривают материалы, но и активно обсуждают последние новости из жизни Законодательного Собрания. Страница Законодательного Собрания динамична: она оперативно пополняется новостями, постоянно обновляются фотографии и видеосюжеты.
Социальные сети продолжают оставаться эффективным инструментом оперативного информирования о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области, а также продвижения официального сайта, что позволяет увеличивать число посетителей и количество просмотров.