ВВЕДЕНИЕ
Законодательное Собрание Челябинской области (далее – Законодательное Собрание) вступило в завершающий год пятого созыва.
Приоритетными направлениями деятельности по-прежнему были социальная защита граждан, контроль за исполнением областного бюджета, совершенствование областного законодательства и приведение его в соответствие с федеральным. Депутатами была продолжена работа по законодательному обеспечению деятельности региона, созданию условий для эффективного развития социальной и экономической сферы, расширению сотрудничества органов государственной власти регионального и федерального уровней, развитию межпарламентских и межрегиональных связей. Работа Законодательного Собрания традиционно строилась в соответствии с планом законопроектных работ (постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28 января 2015 года № 2475), планом мероприятий Законодательного Собрания Челябинской области по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (постановление Законодательного Собрания от 18 декабря 2014 г. № 2422), планом мероприятий Законодательного Собрания по исполнению Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №№ 596-606 (решение президиума Законодательного Собрания от 26.06.2013 № 2564-пр), решением президиума Законодательного Собрания от 25.04.2012 № 1332-пр.
Прошедший 2015 год – это год юбилея Великой Победы и эта знаменательная дата нашла отражение в деятельности депутатов Законодательного Собрания.
Повышенное внимание депутаты Законодательного Собрания уделили правовому обеспечению проведения реформы местного самоуправления в Челябинском городском округе.
Большое внимание депутатов уделялось поиску законодательных решений, направленных на оздоровление экономики региона, поэтому вопросы совершенствования налогового законодательства, межбюджетных отношений были постоянно в поле зрения депутатов.
Знаковым событием 2015 года явились выборы депутатов Законодательного Собрания шестого созыва и органов местного самоуправления Челябинской области.
Явка на прошедших выборах в областной парламент составила 41,32%. Большинство голосов южноуральцев были отданы партии «Единая Россия» - 56,24%, у «Справедливой России» - 15,90%, КПРФ-11,69%, ЛДПР-10,01%.
Депутатский корпус шестого созыва обновился на 51%. По сравнению с предыдущим созывом несколько изменился возрастной состав депутатов. Увеличилось число молодых депутатов в возрасте до 35 лет и в интервале от 35 до 40 лет. Вместе с тем, в обновленном составе Законодательного Собрания увеличилось число зрелых и опытных парламентариев. По-прежнему сохраняется высокий образовательный уровень депутатов (25 % от общего числа имеют ученую степень кандидатов и докторов наук). Сочетание новых идей вновь избранных депутатов и богатого опыта парламентариев предыдущих созывов, придадут новый импульс в развитии законотворческого процесса в Законодательном Собрании.
Подробная характеристика деятельности Законодательного Собрания за 2015 год представлена в настоящем аналитическом отчете.
Глава I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
§ 1. Общие итоги законодательной деятельности
Правовое, информационное, организационное, финансовое, материально-техническое обеспечение деятельности депутатовосуществлялось аппаратом Законодательного Собрания. Всего за 2015 год подготовлено и проведено 13 заседаний Законодательного Собрания, на которых было рассмотрено и принято 200 Законов Челябинской области и 568 постановлений Законодательного Собрания. Проведено 17 заседаний президиума, на которых было рассмотрено и принято 985 решений, в том числе 732 решения о награждении Почетными грамотами и поощрении Благодарственными письмами Законодательного Собрания. Всего Почетными грамотами награждено 326 человек, поощрено Благодарственными письмами – 1421 человек.
В течение 2015 года в адрес Законодательного Собрания поступило 2003 обращения, что на 20 % больше, чем в 2014 году. Граждане обращались как письменно (766 обращений), так и устно (749 обращений). Увеличение количества обращений жителей Челябинской области преимущественно обусловлен проведением выборов депутатов Законодательного Собрания VI созыва, а также появившейся возможности направления обращения по электронным средствам связи. Так, через интернет-приемную Законодательного Собрания поступило 488 обращений. Заявители все чаще использовали возможность интернет – ресурса для обращения в орган государственной власти, в связи с этим количество таких обращений по отношению к 2014 году увеличилось на 23%. Руководителями Законодательного Собрания за отчетный период проведен 91 личный прием граждан. Около трети поставленных вопросов решены положительно, по остальным – даны исчерпывающие разъяснения.
В заседаниях Законодательного Собрания принимали участие: Губернатор Челябинской области и его заместители, члены Правительства Челябинской области, руководители отраслевых министерств, представители областного суда, прокуратуры, главный федеральный инспектор в Челябинской области аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области, уполномоченный по правам человека в Челябинской области, уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представитель Законодательного Собрания в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания, которые проводятся с участием жителей муниципального образования, вносится проект местного бюджета на очередной финансовый год и отчет о его исполнении. В обсуждении главного финансового документа Челябинской области 19 ноября 2014 года приняли участие руководители государственных органов власти и органов местного самоуправления, депутаты Законодательного Собрания, представители более 60 общественных организаций и инициативные жители региона, ведь именно широкое привлечение общественности к решению важных для жизни Челябинской области вопросов является одним из ключевых направлений Стратегии развития до 2020 года.
В соответствии с Регламентом Законодательного Собрания для подготовки законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания создано более сорока рабочих групп, в состав которых помимо депутатов Законодательного Собрания входили должностные лица и специалисты государственных органов, организаций. В целях научного, методического, экспертного и консультативного обеспечения в Законодательном Собрании созданы и успешно функционировали один общественный и два экспертных совета. Для привлечения молодежи к законотворческой деятельности созданы Общественная молодежная палата при Законодательном Собрании Челябинской области и Собрание молодых депутатов Челябинской области.
Деятельность Законодательного Собрания не ограничивалась подготовкой и принятием законов и постановлений, она намного многогранней, чем кажется на первый взгляд. Примером тому служат различные конкурсы, проводимые в Челябинской области при непосредственном участии областного парламента. Например, областной конкурс работников малых и средних предприятий "Золотые кадры" проводился в целях развития деловой активности и повышения творческого потенциала работников малых и средних предприятий в Челябинской области. Областной конкурс социальных достижений «Меняющие мир» проводился ежегодно в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и пропаганды достижений организаций и индивидуальных предпринимателей в социальной сфере. Законодательным Собранием проводились церемонии вручения премий жителям Челябинской области, добившимся выдающихся успехов в сфере здравоохранения, агропромышленного комплекса, образования, молодежной политики, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, дорожной и строительной отраслей, жилищно-коммунального хозяйства. Особое место занимает премия "Общественное признание", которая присуждаетсягражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, за многолетний добросовестный и безупречный труд, активное участие в деятельности общественных организаций ветеранов и пенсионеров Челябинской области.
§ 2. Анализ основных результатов деятельности Законодательного Собрания Челябинской области
1. Законодательное обеспечение сферы государственного строительства и местного самоуправления.
Большое внимание депутатами уделялось совершенствованию законодательной базы местного самоуправления Челябинской области. 27 мая 2014 года в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся вопросов реформирования местного самоуправления в Российской Федерации и расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в законодательном регулировании вопросов организации местного самоуправления.
Закон Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» предусматривает право муниципальных образований самостоятельно решать вопросы полномочий, срока полномочий, подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.
Закон Челябинской области «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области» предусматривает возможность избрания глав муниципальных образований представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Избранный в таком порядке глава муниципального образования возглавляет местную администрацию. Порядок избрания, предусмотренный данным законом, применяется после истечения срока полномочий действующих глав.
Разработаны и приняты законы Челябинской области, позволившие образовать в Челябинском городском округе внутригородские районы – новый вид муниципальных образований. Закон предусматривает увеличение объема вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления внутригородских районов в составе Челябинского городского округа, в целях улучшения организации местного самоуправления и максимального приближения местной власти к населению.
Закон Челябинской области «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Челябинской области» определяет правовую основу участия граждан в опросе граждан, проживающих в муниципальных образованиях Челябинской области, состав и порядок работы комиссии по проведению опроса граждан, порядок принятия решения о его назначении, порядок проведения опроса и определение его результатов.
2. Законодательное обеспечение финансово-бюджетной политики.
Областной бюджет всегда был и остается приоритетной сферой в работе Законодательного Собрания. Законопроект об областном бюджете на очередной финансовый год был предварительно рассмотрен на публичных слушаниях, на которых присутствовало 405 чел. Основные параметры областного бюджета:
доходы – 109,55 млрд. руб.;
расходы – 118,27 млрд. руб.;
дефицит – 8,72 млрд. руб.
Областной бюджет сформирован в основном за счет налоговых и неналоговых доходов, запланированных в сумме 91 598,4 млн. рублей, что составляет 83,7 процента от общей суммы доходов.
Основные доходные источники областного бюджета (в общем объеме доходов):
налог на доходы физических лиц – 31,8 %;
налог на прибыль организаций – 25,9 %;
налог на имущество организаций – 12,2 %;
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 4,8 %;
акцизы – 4,7 %.
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета предусматривается в сумме 17 840,7 млн. рублей.
В целом областной бюджет сохранит свою социальную направленность. Доля социальных расходов (образование, здравоохранение, социальная политика, культура и спорт) в 2016 году составит 73,4% или 86,8 млрд. руб.
Общий объем трансфертов местным бюджетам составит 62 млрд. руб.
Расходы экономического характера предусмотрены в сумме 17,1 млрд. руб. Средства сконцентрированы на таких направлениях как: дорожное хозяйство – 6,97 млрд. руб., сельское хозяйство –2 млрд. руб., жилищно-коммунальная сфера – 2,6 млрд. руб.
Законами Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на протяжении отчетного периода были внесены изменения, в результате которых:
Доходы были увеличены на 23,2 млрд.рублей, в том числе за счет уточнения прогноза собственных поступлений – на 14,5 млрд. рублей, за счет увеличения федеральных средств - на 8,7 млрд. рублей.
Расходы областного бюджета были увеличены на 15,9 млрд. руб., в том числе на:
повышение заработной платы работников бюджетной сферы области 1 июля 2015 года на 5%;
оказание мер соц. поддержки отдельным категориям граждан (ветеранам, инвалидам, пенсионерам, молодым семьям, детям-сиротам);
развитие здравоохранения, в том числе его модернизацию;
развитие образования, спорта, культуры;
мероприятия по временному социально-бытовому устройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины;
господдержку сельхозтоваропроизводителей.
С учетом всех изменений объем доходов областного бюджета на 2015 год составил 124,8 млрд. руб., расходов – 129,2 млрд. руб., дефицит – 4,4 млрд. руб.
Принят Закон Челябинской области «О бюджете ТФОМС Челябинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Бюджет фонда сбалансирован по доходам и расходам и составляет в 2016 году –33,2 млрд. руб.
Планируемые финансовые средства обеспечивают принятую Правительством области территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Законами Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» доходы увеличены на 2,1 млрд. руб. за счет поступлений из федерального Фонда обязательного медицинского страхования и на эту же сумму увеличены расходы, в том числе на:
строительство перинатального центра 936,8 млн. руб.;
единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам 35,5 млн. руб.;
выполнение территориальной программы ОМС 1,1 млрд. руб.
С учетом вносимых изменений параметры бюджета на 2015 год составили по доходам – 34,6 млрд. руб., по расходам –34,6 млрд. руб.
Принят Закон Челябинской области «Об исполнении областного бюджета за 2014 год». Итоги исполнения областного бюджета были предварительно рассмотрены на публичных слушаниях, которые впервые транслировались на сайте Законодательного Собрания. Также жителям области была предоставлена возможность принять личное участие: 335 человек присутствовало на слушаниях, 12 человек выразили свое мнение по законопроекту по телефонам «горячей линии» и на официальном сайте Законодательного Собрания.
Несмотря на серьезные экономические проблемы, повлиявшие на текущее положение дел в Российской Федерации и Челябинской области, первоочередные социально значимые расходы областного бюджета, включая социальные выплаты и заработную плату, полностью финансово были обеспечены.
Благодаря последовательной работе по укреплению доходной базы и оптимизации расходов дефицит областного бюджета по итогам 2014 года составил 4,3 млрд. руб., в связи с чем Челябинская область сохранила позиции одного из наименее закредитованных регионов в стране.
В 2014 году общий объем поступлений доходов областного бюджета составил 112,6 млрд. руб., или 101,3 % от плана. Поступления в областной бюджет по сравнению с 2013 годом увеличились на14,5 %.
Общая сумма расходов областного бюджета составила 116,9 млрд. руб., или 97,9 % от плана и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 6,7 %.
Депутаты Законодательного Собрания придают особое значение совершенствованию бюджетных правоотношений. Благодаря принятию Законов Челябинской области «Об особенностях составления и утверждения проекта областного бюджета на 2016 год и о приостановлении действия положений Закона Челябинской области «О бюджетном процессе в Челябинской области», «О межбюджетных отношениях в Челябинской области» и «Об особенностях составления и утверждения проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2016 год» созданы правовые основания для временного перехода от трехлетнего планирования к составлению и утверждению проектов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования только на 2016 год в связи с непростыми экономическими условиями и принятием аналогичного федерального закона.
Приоритетными для Законодательного Собрания являются и вопросы регионального налогового законодательства. Наш регион одним из первых принял закон о введении «налоговых каникул» в виде установления налоговой ставки в размере 0 % на территории Челябинской области для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Начиная с февраля 2015 года впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения в производственной, социальной и научной сферах, на территории Челябинской области могут воспользоваться «налоговыми каникулами» в течение двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет в период до 1 января 2021 года. (По информации налоговых органов, по состоянию на 1 декабря 2015 года, с начала года зарегистрировался уже 501 индивидуальный предприниматель, применяющий «налоговые каникулы»).
Установление «налоговых каникул» способствует не только поддержке и развитию малого бизнеса на территории области, но и:
- позволяет вовлечь в предпринимательство незанятое население области и молодежь;
- содействует развитию областной кооперации, импортозамещению, выходу «из тени» предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации;
- приведет к увеличению поступлений доходов от деятельности индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Челябинской области по истечении периода «налоговых каникул».В Законе Челябинской области «О транспортном налоге» учтены изменения федерального законодательства в части сроков уплаты налога.
Благодаря внесенным в Закон изменениям с 1 января 2016 года предусматривается распространение «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную или патентную систему налогообложения на сферу оказания бытовых услуг населению.
С целью уточнения отдельных норм внесены изменения в Закон Челябинской области«О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области».
Закон Челябинской области «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челябинской области» предусматривает снижение на территории Челябинской области налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 3 % для организаций и индивидуальных предпринимателей с объектом налогообложения «доходы», созданных после 1 января 2016 года, и осуществляющих отдельные виды деятельности, в течение двух лет с момента их регистрации. Законом предусматривается расширение перечня видов деятельности, при применении которых по упрощенной системе налогообложения установлена пониженная налоговая ставка 10 %, двумя дополнительными видами:
- деятельность детских лагерей на время каникул;
- деятельность молодежных туристических лагерей и горных туристических баз.
Закон продолжает логику закона о «налоговых каникулах» и направлен на поддержку новых организаций, а также вовлечение в предпринимательскую деятельность незанятого населения области и работников, высвободившихся в результате сокращения ряда предприятий.
Закон Челябинской области «О единой дате начала применения на территории Челябинской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусматривает введение с 1 января 2016 года на территории Челябинской области нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, взамен действующему до 1 января 2016 года порядку исчисления исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Сумма налога на имущество, исчисленная за 2016 год исходя из кадастровой стоимости имущества, будет уплачиваться налогоплательщиками - физическими лицами в срок до 1 октября 2017 года. (До 1 октября 2016 года будет уплачиваться сумма налога на имущество, исчисленная за 2015 год по старому порядку – исходя из инвентаризационной стоимости имущества). Переход на новую систему налогообложения должен обеспечить бюджеты муниципальных образований Челябинской области дополнительными доходами. При этом увеличение поступлений будет обеспечено не за счет роста налоговой нагрузки на жителей области, а за счет вовлечения в процесс налогообложения большего количества объектов недвижимости – объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года (данные объекты не учитывались в налогооблагаемой базе, поскольку их стоимость в соответствии с федеральным законодательством определялась на основании кадастровой, а не инвентаризационной оценки).
В рамках реформы местного самоуправления приняты Закон Челябинской области«О разграничении полномочий между представительным органом городского округа с внутригородским делением и представительными органами внутригородских районов по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов» и Закон Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области». Новая редакция Закона Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области» связана с совершенствованием организации местного самоуправления и образованием новых типов муниципальных образований в Челябинской области.
Законом Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О межбюджетных отношениях в Челябинской области» установлены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городского округа с внутригородским делением от государственной пошлины при предоставлении государственных услуг через МФЦ в размере 50 % от общей суммы доходов, зачисляемых в областной бюджет от указанного налога. В результате планируется увеличение доходов местных бюджетов в 2016 году на 73,5 млн.руб. при одновременном сокращении на соответствующую сумму доходной части областного бюджет.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном общественном контроле» в новой редакции принят Закон Челябинской области «О порядке проведения публичных слушаний по проектам законов Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об исполнении областного бюджета»,предусматривающий широкое участие общественности в обсуждении параметров бюджета и проведение публичных слушаний только в очной форме.
Не остаются без внимания депутатов Законодательного Собрания и вопросы организации финансового контроля. С целью обеспечения гласности и раскрытия информации о результатах проведения Контрольно-счетной палатой области контрольных мероприятий предусмотрена обязанность палаты размещать отчеты аудиторов на сайте палаты и публиковать их в средствах массовой информации внесены изменения в статьи 4 и 21 Закона Челябинской области «О Контрольно-счетной палате Челябинской области».
С целью более полного отражения результатов деятельности Контрольно-счетной палаты области предусмотрено количественное отражение в годовом отчете:
проведенных палатой аудитов в сфере закупок (в связи с изменением законодательства в сфере государственных закупок), направленных палатой уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, а также количества лиц, привлеченных к административной ответственности. Внесены изменения в приложения 1 и 2 к постановлению Законодательного Собрания Челябинской области «Об утверждении формы отчета о работе Контрольно-счетной палаты Челябинской области за год и указаний по ее заполнению».
3. Законодательное обеспечение экономической политики и предпринимательства.
В сфере поддержки и развития предпринимательства.
В 2014 году после значительного перерыва по инициативе Губернатора и Законодательного Собрания состоялся Форум малого и среднего бизнеса Челябинской области, работу которого обеспечил и подготовил комитет Законодательного Собрания по экономической политике и предпринимательству.
Актуальные вопросы, касающиеся деятельности предпринимателей области, были обсуждены в ходе работы круглых столов «Меры экономического стимулирования малого и среднего производственного бизнеса с целью решения задач импортозамещения», «Защита прав предпринимателей», «Взаимодействие бизнеса и органов власти в развитии сельских территорий», «Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса на региональном и муниципальном уровнях», «Разработка проекта государственной программы Челябинской области «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы» и панельной дискуссии «Налоговая политика Российской Федерации и Челябинской области в 2015-2017 годах». В форуме приняли участие более 500 человек.
Одной из основных проблем, обозначенных на форуме, стало обеспечение стабильности налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки на бизнес.
Законом Челябинской области «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков» предусмотрен полный запрет розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков, в том числе при оказании услуг общественного питания, и ограничение розничной продажи безалкогольных тонизирующих напитков на территории Челябинской области несовершеннолетним; в детских, образовательных и медицинских организациях; на объектах спорта и в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних. За нарушение указанных запретов применяется административная ответственность, установленная частью 3 статьи 14.16 и статьей 14.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно: штраф для должностных лиц в размере от 3 до 10 тысяч рублей, штраф для юридических лиц от 30 до 100 тысяч рублей с конфискацией или без.
Закон Челябинской области «О внесении изменения в статью 1 Закона Челябинской области «Об установлении срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области или в муниципальной собственности» также на поддержание малого и среднего бизнеса и предусматривает увеличение срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) государственного или муниципального имущества с 5 до 7 лет. Это позволит уменьшить размер ежегодных платежей СМСП, сохранив при этом обязательные поступления от продажи такого имущества в консолидированный бюджет Челябинской области.
С целью совершенствования патентной системы налогообложения на территории Челябинской области разработан и принят Закон Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Челябинской области».
В соответствии с федеральным законодательством принятый закон расширяет действие патентной системы, распространяя ее на новые виды деятельности:
- производство молочной продукции;
- производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;
- производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
- деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;
- сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья и другие.
Законом размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для видов деятельности «сдача в аренду (наем) нежилых помещений», «розничная торговля» и «общественное питание» дифференцируются в зависимости от площади.
Закон позволит более эффективно проводить государственную политику по развитию малого предпринимательства в Челябинской области посредством налогового стимулирования.
В соответствии с принятым Порядком проведения экспертизы законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания Челябинской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности наряду с оценкой регулирующего воздействия проектов нормативных актов в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Челябинской области проводится экспертиза действующих нормативных правовых актов. Экспертиза включает изучение практики применения нормативных актов, в том числе путем публичных консультаций с экспертным сообществом, предпринимателями и инвесторами, общественными организациями, осуществляющими защиту и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности, и выявление затруднений в осуществлении предпринимательской деятельности, вызванных применением положений закона или постановления.
В сфере управления имуществом.
В 2015 году комитет по экономической политике и предпринимательству продолжил работать над формированием областного законодательства в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными районами и поселениями. Всего за год комитетом подготовлено 42 Закона Челябинской области. Наделение городских и сельских поселений имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения, способствует повышению экономической самостоятельности поселений и повышению эффективности управления муниципальным имуществом.
Принятый Закон Челябинской области «О внесении изменений в статьи 8 и 21 Закона Челябинской области «Об аренде имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области» предусматривает:
- отмену ограничения по сумме согласованных затрат арендатора на капительный ремонт областного имущества, что позволит обеспечить сохранность областного имущества, а также повысить заинтересованность арендаторов по надлежащему содержанию объектов аренды, в том числе объектов культурного наследия;
- новые льготные категории, для которых арендная плата за пользование областным имуществом рассчитывается в пониженном размере, а именно:
субъекты инвестиционной деятельности;
поставщики социальных услуг;
социально ориентированные некоммерческие организации.
В целях повышения эффективности управления областным имуществом принято Положение о порядке проведения инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области и составляющего государственную казну Челябинской области, которое позволит актуализировать сведения Реестра о казенном имуществе и выработать предложения о мероприятиях по его вовлечению в оборот.
Также внесены изменения в Положение о порядке учета имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, и ведения реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, которое предусматривает совершенствование ведения реестра, четкую идентификацию государственного имущества Челябинской области и детализацию данных об объектах учета в части характеристик, требуемых для принятия квалифицированных и оптимальных управленческих решений в отношении областного имущества.
В целях совершенствования земельного законодательства в связи с необходимостью дифференциации подходов к использованию земельных участков, различных в плодородии почв, снижения финансовой нагрузки на арендаторов земель, занимающихся животноводством был разработан и принят Закон Челябинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». Закон предоставил возможность органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов устанавливать понижающий коэффициент к размеру арендной платы для граждан в отношении земельных участков, предоставленных им для сенокошения и выпаса скота.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области, установленная Законом Челябинской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области на 2016 год», составляет 8 499 рублей,что на 1 651 рубль превышает прошлогоднюю величину. Указанная величина устанавливается для определения социальной доплаты к пенсии в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной законом субъекта.
4. Законодательное обеспечение социальной политики.
Закон Челябинской области «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Закона Челябинской области «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области» разработан в целях приведения законодательства Челябинской области в соответствие с Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» и от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Законом Челябинской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Челябинской области«Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» предусматривается дополнение статьи 2 полномочиями по обеспечению условий доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства и статьи 6 полномочиями по оказанию содействия по развитию меценатской деятельности в сфере культуры. Законом Челябинской области «О внесении изменений в статьи 3 и 4 Закона Челябинской области«Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» установлено право инвалидов и участников Великой Отечественной войны на получение бесплатно социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.
В целях повышения качества социальных услуг и обеспечения мобильности социальных работников перечень транспортных средств, проезд на которых может быть компенсирован за счет средств областного бюджета, дополнен маршрутным такси.
Законом «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области»вносятся изменения, согласно которым:
– детям-сиротам предоставляется право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда в границах другого городского округа или муниципального района Челябинской области;
− гражданам, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются дополнительные гарантии в виде:
1) получения единовременной денежной выплаты при передаче детей-сирот на воспитание в семью в размере 100,00 тыс. рублей;
2) получения усыновителями единовременной жилищной субсидии на приобретение жилых помещений в собственность детей-сирот;
3) получения приемными родителями жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, взявшими не менее 5 детей в возрасте не младше 10 лет и не старше 15 лет;
– продлевается срок действия нормы, устанавливающей право на получение единовременной денежной выплаты на ремонт жилого помещения, находящегося в собственности ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Челябинская область является одним из первых регионов, в котором принят Закон Челябинской области «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Челябинской области», направленный на повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, создание условий для получения круглосуточного ухода в привычной домашней обстановке, профилактику социального одиночества и регулирует отношения, связанные с организацией деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста.
Продолжением темы социальной защиты граждан пожилого возраста можно считать Закон Челябинской области «О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан», которым предусматривается установление дополнительных мер социальной поддержки по уплате взноса на капитальный ремонт в форме компенсации расходов, которые предоставляются гражданам:
1) имеющим регистрацию по месту жительства в жилых помещениях многоквартирных домов; 2) являющихся собственниками; 3) получающим страховую пенсию по старости или социальную пенсию:
- одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста 70 лет, в размере 50 процентов;
- неработающим гражданам, достигшим возраста 70 лет, проживающим в семьях, состоящих из совместно проживающих пенсионеров, которые достигли возраста 70 лет в размере 50 процентов;
- одиноко проживающим неработающим гражданам, достигшим возраста 80 лет в размере 100 процентов;
- неработающим гражданам, достигшим возраста 70 лет, проживающим в семьях, состоящих из совместно проживающих пенсионеров, которые достигли возраста 70 лет и хотя бы один из которых достиг возраста 80 лет в размере 100 процентов.
С целью усиления социальных гарантий и оптимизации расходов областного бюджета для реабилитированных лиц, работающих сельских специалистов , сельских педагогов приняты законы:
«О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан». Настоящим Законом для ветеранов труда введена ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) в размере 960 рублей (для лиц, не пользующихся услугами местной телефонной связи) и 1 100 рублей (для лиц, пользующихся услугами местной телефонной связи). Для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, установлена ЕДВ в размере 1 200 рублей (в ее состав вошли меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и предоставляемая в настоящее время ЕДВ в размере 300 рублей);
«О компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области». Предоставление компенсации работающим сельским специалистам поручается органам исполнительной власти Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, которым подведомственны учреждения (организации) культуры, здравоохранения, образования, ветеринарии, физкультуры и спорта, социального обслуживания, по месту работы граждан. В этом случае суммы компенсации будут включаться в фонд начисленной заработной платы (приказ Росстата от 30.12.2013 г. № 508, разъяснения Росстата от 22.07.2014 г. № МД-07-2/2531-ДР). Размер компенсации с 1 января 2015 г. составит для сельских специалистов 1 100 рублей;
«О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области». С 1 января 2015 года предоставление компенсации работающим сельским педагогам поручается органам исполнительной власти Челябинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, которым подведомственны образовательные организации по месту работы граждан. В этом случае суммы компенсации будут включаться в фонд начисленной заработной платы.
5. Законодательное обеспечение строительной политики.
Одним из приоритетных направлений деятельности Законодательного Собрания являются вопросы совершенствования законодательства в строительной сфере.
Закон Челябинской области «О порядке учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования» устанавливает порядок определения дохода граждан и проживающих с ними членов семей и стоимости их имущества в целях признания нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма социального использования, а также порядок учета органами местного самоуправления таких граждан.
ЗакономЧелябинской области «О земельных отношениях», разработанным в целях приведения законодательства Челябинской области в соответствии с изменениями в Земельном кодексе Российской Федерации, устанавливаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти Челябинской области, предусматриваются предельные размеры земельных участков, определяются случаи и порядок предоставления земель в собственность бесплатно, а также случаи предоставления участков в аренду без торгов и критерии масштабных инвестиционных проектов для таких случаев.
Закон Челябинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области» направлен на устранение на территории Челябинской области излишних административных барьеров посредством упрощения процедуры получения разрешительной документации на строительство и (или) реконструкцию ряда объектов связи, что в свою очередь благоприятно отразится на инвестиционных вложениях операторов связи, работающих на территории региона.
Законом определено не требовать разрешения на строительство:
при строительстве и (или) реконструкции надземных и подземных диаметром каждая до 100 мм включительно линейно-кабельных сооружений связи, включая смотровые устройства размером не более 1,7 м3;
при строительстве и (или) реконструкции кабельных линий электросвязи.
Законом конкретизируется перечень случаев не требующих разрешения на строительство тепловых сетей, транспортирующих воду, с внутренним диаметром до 400 мм включительно в рамках выполнения мероприятий по подключению объекта капитального строительства по договорам о подключении в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Закон Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Челябинской области» принят в целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Законом:
- установлена обязанность регионального оператора предусматривать в договорах с подрядчиками гарантийные сроки на выполненные работы не менее 5 лет, а также создавать комиссию для приемки работ с участием не только собственников помещений, но и представителей органов исполнительной Челябинской области, ответственных за реализацию региональной программы капитального ремонта. и управляющих организаций;
- определены случаи переноса сроков капитального ремонта на более поздний период, чем предусмотрено региональной программой капитального ремонта, или сокращение перечня работ без решения общего собрания собственников помещений в доме.
- увеличена доля средств фонда капитального ремонта, которую региональный оператор может ежегодно израсходовать на капитальный ремонт многоквартирных домов.
6. Законодательное обеспечение промышленной политики и транспорта
Законом Челябинской области «О промышленной политике в Челябинской области» определены полномочия Законодательного Собрания, Правительства области, уполномоченного органа исполнительной власти области по реализации промышленной политики. Установлены требования к содержанию государственных программ области по развитию промышленности, определен перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе меры финансовой поддержки, меры поддержки научно-технической деятельности, меры информационно-консультационной поддержки. Установлена возможность применения мер стимулирования к индустриальным паркам и промышленным кластерам.
Законом Челябинской области «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в Челябинской области» определены полномочия Правительства Челябинской области и уполномоченного органа по организации регулярных перевозок. Установлены порядок допуска юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по итогам проведения открытого конкурса; требования к осуществлению перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Установлен срок действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту и карт межмуниципального маршрута регулярных перевозок, а также основания для прекращения действия свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту.
В целях совершенствования порядка организации транспортного обслуживания населения и осуществления контроля за деятельностью перевозчиков на межмуниципальных маршрутах внесены изменения в областной закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области»
7. Законодательное обеспечение аграрного сектора, земельных и лесных отношений
Ключевой задачей комитета является дальнейшее развитие правовой базы, регулирующей отношения в аграрном секторе, в сфере земельных и лесных отношений.
В соответствии с Законом Челябинской области «О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства) на территории Челябинской области» органу исполнительной власти Челябинской области в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, аквакультуры (рыбоводства) предоставлены полномочия по:
1) утверждению Перечня рыбопромысловых участков Челябинской области, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а также определению границ рыбопромысловых участков на территории Челябинской области;
2) определению границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, расположенных на территории Челябинской области.
Законом Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» и Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» органам местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района предоставляется право осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории соответствующего муниципального образования.
Закон Челябинской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года» регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи на территории Челябинской области. Реализация Закона позволит обеспечить возможность получения официальной статистической информации в области сельского хозяйства об основных показателях производства сельскохозяйственной продукции, отраслевой структуре, о наличии и использовании его ресурсного потенциала для разработки прогноза развития отрасли, мер экономического воздействия на повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
В сфере земельных отношений принят Закон Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области». Изменения касаются уточнения формулировок земельного и природоохранного законодательства, а также исключения отдельных норм областного закона в связи с исключением полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию некоторых вопросов. Статья 12 дополнена пунктом 34 в связи с тем, что с 1 марта 2015 года федеральный законодатель распространил возможность приобретения сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами арендованного ими земельного участка по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости, в случае, если право аренды возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.
В сфере лесных отношений Закон Челябинской области «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Челябинской области «Об исключительных случаях заготовки древесины и деревьев хвойных пород на основании договоров купли-продажи лесных насаждений» предусматривает возможность заготовки древесины и деревьев хвойных пород на основании договоров купли-продажи лесных насаждений не только бюджетными, но и казенными и автономными учреждениями.
«О внесении изменений в статью 1 Закона Челябинской области «О регулировании лесных отношений в Челябинской области», который уточняет в соответствии с новыми требованиями федерального законодателя формулировки переданных субъекту Российской Федерации полномочий по организации использования лесов и их охраны.
8. Законодательное обеспечение сферы экологии и природопользования
К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено распоряжение участками недр, содержащими подземные воды, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения с объемом добычи не более 500 куб. метров в сутки. Внесенные Законом Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О пользовании недрами на территории Челябинской области» изменения определили процедуру получения лицензии на право пользования участком недр, содержащим подземные воды. В соответствии с проведенной процедурой оценки регулирующего воздействия установленная процедура не оказывает избыточную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности. С 1 апреля 2015 года уполномоченным органом Челябинской области выдано 62 лицензии на право пользования подземными водами.
С 1 января 2016 года к компетенции субъектов Российской Федерации отнесены новые полномочия по обращению с отходами. В связи с этим в Законе Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об отходах производства и потребления» данные полномочия разграничиваются между Правительством Челябинской области и уполномоченными министерствами Челябинской области.
Закон Челябинской области «О прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны окружающей среды» прекращает исполнение органами местного самоуправления полномочий по осуществлению регионального государственного экологического надзора. С 01 января 2016 года региональный государственный экологический надзор в полном объеме будет исполнять Министерство экологии Челябинской области.
Комитетом обсуждены вопросы состояния атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по улучшению его качества, а также обращения с промышленными отходами на территории Челябинской области. Отмечено, что сохранились сложившиеся в последние годы тенденции, а именно: снижаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а увеличивается количество накопленных на территории области отходов производства и потребления. При этом юридическими лицами, имеющими источники выбросов, выполнены мероприятия по охране атмосферного воздуха за счет собственных средств в 2012 году на сумму 1,8 млрд. рублей, в 2013 году – 987,6 млн. рублей, в I полугодии 2014 года – 1,2 млрд. рублей. Комитетом рекомендовано промышленным предприятиям, расположенным на территории Челябинской области, продолжить модернизацию производства и внедрять наилучшие доступные технологии, обеспечивающие снижение техногенной нагрузки и выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В сфере природопользования урегулированы вопросы передачи полномочий в области рыбоводства и рыболовства между областными министерствами, наделения уполномоченных органов Челябинской области в сфере водных отношений и в сфере недропользования соответственно правом согласовывать проекты правил использования водохранилищ и правом оформлять документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода по участкам недр местного значения – изменения в законы Челябинской области «О регулировании отношений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, водных биологических ресурсов на территории Челябинской области», «О регулировании водных отношений в Челябинской области», «О пользовании недрами на территории Челябинской области». Приняты изменения, которыми определен порядок распределения разрешений в общедоступных угодьях для охоты в целях регулирования численности при бешенстве и других чрезвычайных ситуациях, исключено животное «кабан» из перечня охотничьих ресурсов, добываемых по квоте – изменения в Закон Челябинской области «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Челябинской области». Кроме того, указанным Законом названия охотничьих ресурсов, применяемые в нем, приведены в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В целях обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций внесены изменения в законы Челябинской области «О добровольной пожарной охране в Челябинской области», «О пожарной безопасности в Челябинской области», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера». В результате установлены меры социальной защиты добровольных пожарных и членов семей работников добровольной пожарной охраны, определены дополнительные полномочия Правительства Челябинской области по организации и обеспечению осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера.
Продолжена работа в сфере особо охраняемых природных территорий Челябинской области. Приняты изменения в Закон Челябинской области «Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области», которыми уточнены полномочия органов государственной власти Челябинской области, категории особо охраняемых природных территорий регионального значения, порядок установления их границ и охранных зон. В целях приведения статуса природных объектов, объявленных в 70-80 годах прошлого столетия памятниками природы областного значения, приняты границы семи природных объектов. В результате на 1 января 2016 года для 86 памятников природы установлены границы и охранные зоны (из 132 объявленных).
9. Вопросы соблюдения Регламента и депутатской этики
Важным фактором для плодотворной и результативной деятельности Законодательного Собрания является соблюдение норм Регламента Законодательного Собрания и депутатской этики. В связи с изменениями действующего законодательства, правоприменительной практикой, замечаниями и предложениями депутатов, в Регламент Законодательного Собрания был внесен ряд изменений. Разрешение конфликтных ситуаций, связанных со взаимоотношениями депутатов со сторонними организациями и гражданами, по газетным публикациям, на радио и телевидении было в поле зрения депутатов комитета Законодательного Собрания по Регламенту и депутатской этики.
В период проведения избирательных кампаний, а также в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов были приняты решения комитета по вопросам регистрации членов депутатских объединений (фракций) Законодательного Собрания.
Принята новая редакция Регламента Законодательного Собрания Челябинской области. Подготовка новой редакции Регламента Законодательного Собрания Челябинской области была связана с необходимостью его приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также в целях его совершенствования с учетом практики применения, замечаний и предложений депутатов Законодательного Собрания Челябинской области, и направлена на совершенствование правового регулирования, уточнение процессуальных вопросов и более четкое изложение формулировок.
Большое внимание комитет уделял соблюдению требований Закона Челябинской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Челябинской области» в части своевременного представления депутатами Законодательного Собрания сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Глава II. Освещение деятельности Законодательного
Собрания Челябинской области в средствах массовой
информации
Комитет Законодательного Собрания по информационной политике в 2014 году уделял большое внимание вопросам усиления информационного сопровождения деятельности депутатов Законодательного Собрания в избирательных округах, модернизации официального сайта Законодательного Собрания, информационного наполнения и распространения газеты Законодательного Собрания «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области», обсуждению планов и содержания телевизионной программы Законодательного Собрания «Наш парламент».
Комитет Законодательного Собрания по информационной политике активно участвовал в разработке концепции информационного освещения принятых Законодательным Собранием законов, направленных на совершенствование механизма правового регулирования отношений в сфере благоустройства, совершенствование патентной системы налогообложения на территории Челябинской области, реформирование местного самоуправления в Челябинской области, а также законодательных инициатив Законодательного Собрания, подготовленных в рамках резолюции Всероссийского форума «Жилищно-коммунальное хозяйство – новое качество» и направленных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
На особом контроле комитета находятся вопросы организации деятельности городских и районных газет и телекомпаний. Депутаты - члены комитета неоднократно рассматривали обращения, поступившие от данных СМИ в Законодательное Собрание, обсудили вопрос доступности почтовой связи и ее влиянии на подписку городских и районных газет. Комитет провел выездное заседание в редакции газеты «Горняцкая правда» (город Коркино) и Коркинской типографии.
В 2014 году комитетом организовано и проведено пять конкурсов журналистов на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Челябинской области («Мир семьи», «Открытая власть», «Открытый взгляд», «Золотое перо», конкурс журналистских работ на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Челябинской области). Всего лауреатами журналистских конкурсов Законодательного Собрания стали 42 человека, которым вручены дипломы и денежные премии.
В декабре 2014 г. были подведены итоги конкурса студенческих работ о Законодательном Собрании Челябинской области. На конкурс поступило рекордное количество работ – 39. Дипломы лауреатов и денежные премии получили 16 участников.
Комитет также прорабатывал вопросы подготовки к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области, реализации проектов Законодательного Собрания Челябинской области «Парламентский урок: через прошлое к будущему!» в образовательных организациях Челябинской области в 2014 году, «Просто о законе», «Маршрут – округ» и проведения IV открытого турнира по хоккею в валенках на кубок Законодательного Собрания Челябинской области «Играй по-нашему!».
Общественный совет при Законодательном Собрании Челябинской области по вопросам деятельности средств массовой информации обсуждал вопросы, связанные с защитой законных интересов и прав средств массовой информации и их работников во взаимоотношениях с органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и организациями.
Освещение деятельности Законодательного Собрания области в средствах массовой информации
В 2014 году вышли в эфир теле- и радиокомпаний и были опубликованы:
Программа или печатное издание | Количество эфиров или номеров газет |
Программа «Наш парламент», ОТВ | 16 |
Программа «Наш парламент», 31 канал | 16 |
Программа «Логика власти», ЧГТРК | 2 |
Программа «Депутатский прием», ЧГТРК | 2 |
Программа «Ты не один» на ОТВ в рамках проекта «России важен каждый ребенок» | 5 |
Рубрика «Новости ЗСО» в рамках программы «Новый день», радио «Южный Урал» | 14 |
Программа «Законодательная среда» на радио «Комсомольская правда – Челябинск» | 5 |
Газета «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области» | 37 |
В средствах массовой организовано освещение 355 мероприятий о деятельности Законодательного Собрания, в том числе 12 заседаний Законодательного Собрания, 72 заседаний профильных комитетов. В средствах массовой информации прошло освещение 143мероприятий с участием председателя Законодательного Собрания В.В. Мякуша, который также лидирует по числу позитивных упоминаний в прессе.
В информационных сообщениях достаточно часто упоминается текущая деятельность Законодательного Собрания с описанием работы депутатов, комитетов и совещательных органов Законодательного Собрания, текущая нормативно-правовая деятельность.
В информационном поле преобладают положительные и нейтральные сообщения о деятельности Законодательного Собрания, количество негативных публикаций в среднем 3 %.
Наиболее часто упоминались в средствах массовой информации следующие депутаты Законодательного Собрания: В.В. Мякуш, А.Л. Журавлев, Ю.Р. Карликанов, А.А. Мотовилов, С.А. Мительман, К.Ю. Захаров, Н.И. Янов, А.А. Ткаченко,
Л.Р. Колесникова.
Информационные проекты, реализуемые Законодательным Собранием
1 марта 2014 года в Ледовом Дворце «Уральская молния» проведен IV открытый турнир по хоккею в валенках на кубок Законодательного Собрания Челябинской области «Играй по-нашему!». В турнире участвовали 56 команд со всей Челябинской области, а в отборочных соревнованиях приняло участие около 4000 человек. За кубок Законодательного Собрания сразились команды депутатов, предприятий, общественных организаций, а также команды политических партий и дворовые команды.
В рамках проекта Законодательного Собрания Челябинской области «Парламентский урок: через прошлое к будущему!» разработаны методические рекомендации по проведению парламентских уроков «Если бы я был депутатом…». Депутаты Законодательного Собрания приняли участие в проведении 15 парламентских уроков.
Совместно с ЧИППКРО изданы четыре школьных плаката, объединенные темой «20 лет российской демократии». Большая часть тиража – 3000 экземпляров поступила в школы Челябинской области.
В ходе проведения депутатами Законодательного Собрания парламентских уроков к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области и к началу нового учебного года было использовано 34 000 штук двухсторонней закладки для книги (учебника) с официальной символикой Челябинской области, изданной в декабре 2013 года, и 3000 плакатов по истории парламентаризма Челябинской области.
В 2014 году реализовывался проект «Просто о законе», в рамках которого с помощью схем и графиков передается основное содержание наиболее популярных законов, принятых Законодательным Собранием Челябинской области. Так, в 2013-2014 гг. в рамках проекта вышло шесть публикаций. «Механизм для молодых» рассказывает о законе о поддержке молодых учителей в вопросе решения их жилищных проблем. «Что изменилось в Челябинской области с 1 января 2014 года?» – об основных изменениях в законодательстве Челябинской области по основным направлениям деятельности Законодательного Собрания: социальной, строительной, аграрной, экономической политике и законодательстве о выборах. «Кто в домике живет?» – о порядке признания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, пригодных для постоянного проживания. «С «шашечками» на борту» – о действии областного закона «Об организации перевозок и багажа легковым такси на территории Челябинской области». «Живите тише!» – о законе, получившем неофициальное название «закон о тишине». «Адвокат за так» – об оказании бесплатной юридической помощи.
Проект «Просто о законе» реализуется на нескольких площадках: в газете «Южноуральская панорама», на сайтах газеты и Законодательного Собрания, в социальных медиа.
К 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области на официальном сайте Законодательного Собрания Челябинской области, в газете «Парламентская неделя. Газета Законодательного Собрания Челябинской области» под рубрикой «Навстречу юбилею» опубликовано 12 «парламентских историй» – воспоминаний, исторических сюжетов о законодательных (представительных) органах власти региона Каждая история сопровождается сканами архивных документов и фотографиями. 28 мая вышел юбилейный номер газеты «Парламентская неделя», посвященный истории Законодательного Собрания.
Информационное наполнение официального сайта Законодательного Собрания Челябинской области (www.zs74.ru)
На главной странице официального сайта Законодательного Собрания в 2014 году было опубликовано 1446 сообщений в разделе «Новости». Также на официальном сайте размещено 260информационных видеороликов (за 2013 год – 247).
В марте 2014 года на официальном сайте введен в эксплуатацию модуль «Виртуальная экскурсия по Законодательному Собранию». Решение о создании 3D тура было принято комитетом Законодательного Собрания по информационной политике и приурочено к 20-летию областного парламента.
Тур состоит из нескольких панорам, позволяющих пользователю осмотреть самые интересные помещения парламента с углом обзора в 360 градусов. Посетители могут прогуляться по этажам здания, а закончится экскурсия на крыше Законодательного Собрания, с которой открывается красивый вид на проспект Ленина, улицу Кирова и северо-западную часть южноуральской столицы. С помощью виртуального тура можно будет побывать и в кабинете председателя Законодательного Собрания.
Работа в социальных сетях
В 2014 году продолжена работа в аккаунте Законодательного Собрания в социальной сети Facebook (www.facebook.com). Он объединяет почти 2500 читателей, которые не только просматривают материалы, но и активно обсуждают последние новости из жизни Законодательного Собрания. Страница Законодательного Собрания динамична: она оперативно пополняется новостями, постоянно обновляются фотографии и видеосюжеты.
Социальные сети продолжают оставаться эффективным инструментом оперативного информирования о деятельности Законодательного Собрания Челябинской области, а также продвижения официального сайта, что позволяет увеличивать число посетителей и количество просмотров.