Комитет Законодательного Собрания по экономической политике и Челябинское УФАС обсудили вопрос об антимонопольном регулировании торговой деятельности и мерах по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в 2014 году.
Заместитель руководителя Челябинского управления федеральной антимонопольной службы Елена Рысева отметила, что на отдельные виды продовольственных товаров проводился еженедельный мониторинг оптово-отпускных цен. Данные мониторинга обобщаются ФАС России и еженедельно направляется в минсельхоз РФ. В перечень товаров, подлежащих мониторингу, входят говядина (кроме бескостного мяса), свинина (кроме бескостного мяса), куры (кроме куриных окорочков), мороженная неразделанная рыба, сливочное масло, питьевое молоко, картофель, белокочанная свежая капуста, репчатый лук, морковь, яблоки, гречневая крупа. С 7 августа по 25 декабря 2014 года средневзвешенная отпускная цена на белокочанную свежую капусту выросла на 35 %, минтай − на 40 %, мясо кур - на 11 %. В то же время на 34 % снизилась цена на картофель и морковь.
Также Челябинское УФАС проводило проверку на товарных рынках сельхозпродукции, сырья и продовольствия на соответствие деятельности хозяйствующих субъектов антимонопольному законодательству и законодательству о торговле. По итогам проверки по поводу соблюдения Закона о торговле было рассмотрено 4 дела в отношении торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров, работающих на территории Челябинской области. Нарушители создавали дискриминационные условия для контрагентов, поставляющих продовольственные товары в торговые сети, а также не соблюдали ограничения по приобретению дополнительной площади торговых объектов (например, в отношении ОАО «Магнитогорский молочный комбинат», ООО «Азимут»). Вынесенные предписания по всем делам были исполнены, виновные лица привлечены к административной ответственности.
При проверках сотрудниками УФАС на оптовых рынках гречневой крупы, муки, хлеба, мяса кур, мяса говядины и свинины нарушений антимонопольного законодательства не было выявлено.
Областное УФАС также проанализировало действующие и вновь подготовленные правила предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий из средств федерального и регионального бюджетов, разработанные на уровне субъекта РФ. В результате специалисты выявили несоответствие нормативных правовых актов законодательству о защите конкуренции и внесли соответствующие изменения в отдельные порядки и регламенты.
Завершая свое выступление, Елена Рысева отметила, что на сайте Челябинского УФАС создана рубрика «Товар дня», где можно ознакомиться с ценами на социально значимые продовольственные товары в торговых сетях Челябинска.
Депутаты порекомендовали «антимонопольщикам» продолжить проверять договоры поставки социально значимых продовольственных товаров между поставщиками и торговыми точками на выявление таких незаконных условий, как:
- включение в цену договоров поставки вознаграждения предприятиям розничной торговли в связи с приобретением ими определенного количества продовольственных товаров, а также иных видов вознаграждения;
- ценовой сговор между поставщиками (производителями) продовольственных товаров и предприятиями розничной торговли.
Также депутаты посоветовали организовать на сайте Челябинского УФАС региональную «горячую линию» для получения оперативной информации о фактах повышения цен на сельскохозпродукцию, сырье и продовольствие.
В свою очередь комитету Законодательного Собрания по экономической политике предстоит разработать два обращения к Правительству РФ. Первое касается предоставления полномочий органам госвласти субъектов Федерации по регулированию предельного размера оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей. Во втором обращении речь пойдет о необходимости внесения изменений в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
Кроме того, Законодательному Собранию рекомендовано поддержать поправки в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которые устанавливают минимальные квоты для местных товаропроизводителей в размере 25% от общего числа торговых мест на рынках Российской Федерации.