На 1943 год – переломный момент Великой Отечественной войны – пришелся и 25-летний юбилей архивной службы Советского Союза. Проигнорировать эту дату было невозможно, тем более, что архивисты, несшие вместе со всеми остальными гражданами страны все тяготы и лишения военного времени, нуждались не только в материальной, но и духовной поддержке. Как этот юбилей отмечался в Челябинске и что он значил для наших архивистов? Этой теме и будет посвящена наша статья.
Несмотря на все затруднения сурового военного времени, 1–3 июня 1943 года Главное архивное управление СССР организовало в Москве Всесоюзную конференцию историков-архивистов. Челябинские архивисты, увы, не смогли принять в непосредственного участия.
Зато они поучаствовали в предшествовавшем ей совещании по вопросам научно-издательской деятельности, приглашение на которое прислал в Челябинск председатель Главархива СССР Иосиф Никитинский. На него в Москву был откомандирован сотрудник архивного отдела Челябинской области Борис Слицан. Известен круг вопросов, обсуждавшихся на совещании: число и тематика публикаций архива (в том числе и тех, что еще только готовились к печати), рецензии и отзывы на них в печати, сведения о ведении агитационной работы и издании пропагандистских материалов.
Челябинским архивистам было что сказать: в составленном ими в том же год указателе научных работ значится около полутора сотен статей, написанных сотрудниками областного архива только за годы войны. Их статьями и выступлениями пестрели страницы газет, в том числе «Челябинский рабочий», «Красный Курган», «Призыв» (газета Южно-Уральской железной дороги). В 1941 году был издан сборник «За власть Советов», состоявший из написанных ими статей и собранных архивных источников. Старший научный сотрудник Челябинского областного архива Петр Мещеряков, считавшийся одним из крупных краеведов той поры, мог «похвастаться» двумя монографиями. Архивная служба Челябинской области выгодно выделялась среди своих коллег весьма интенсивной публикаторской деятельностью.
Торжественное собрание
1 июня, в день подписания декрета, одновременно со Всесоюзной конференцией, состоялось и общее праздничное собрание работников архивной службы Челябинской области. В повестке дня значились два вопроса: «25-летие архивного строительства. Декрет Ленина В. И.» и «Объявление приказов командования». С докладом выступал глава архивной службы Челябинской области Илья Рязанов. Текст его выступления не сохранился, но стенографист зафиксировал реплики, прозвучавший в прениях. Приведем некоторые из них: «В последние годы оч[ень] увеличился рост печатной продукции. Нас с удовольствием печатает областная газета и Челябинское областное издательство»; «…перед Вами госархив, который имеет культурный вид и кто побывает здесь и вникнет в содержание работы, уходит с совершенно другим мнением ([поняв, что] госархив что-то значительно большее, а не кладбище бумаг»; «В работе госархива и филиалов нашей области имеются большие успехи». Это были не пустые слова: именно при Илье Рязанове резко повысилось финансирование архивов, в том числе выросла и зарплата рядовых работников, благодаря чему удалось привлечь к этой работе ряд квалифицированных специалистов (в частности, Петра Мещерякова) и наладить научную деятельность.
Под «приказами командования» понимались официальные объявления о благодарности от начальника областного архивного управления. Таковые в тот день получили: Угрюмов (старший инспектор архивного отдела), Иван Парфентьев (директор Государственного архива Челябинской области), Петр Мещеряков, Расина (заведующая архивом Кировского завода). Награжденные получили хорошие денежные премии.
Выставка
Во времена, когда телевидения еще не существовало, а радио было доступно далеко не каждому, одним из самых действенных способов популяризации знания становились музейные выставки. Рассчитанные на непосредственное визуальное восприятие, они зачастую даже лучше справлялись со своей задачей, чем печатные тексты – ведь далеко не столь просто подобрать нужные слова, понятные для неискушенного читателя, яркая картинка часто завлекает его быстрее и эффективней.
Архив в советское время не часто занимался организацией выставок, однако четвертьвековой юбилей – прекрасный повод для исключения, и в 1943 году в Челябинске открылась экспозиция «25 лет архивного дела в СССР». Посетителям предлагалось ознакомиться как с историей архивного дела, так и с современным его состоянием. Логичной частью ее стал и раздел по истории Челябинского областного архива. Из годового отчета архивной службы можно узнать отдельные ее темы и направления экспозиции: «Организация губархива и его реорганизация», «Местные постановления исполкома об архивном деле», «Что хранит госархив», «Научно-исследовательская работа», «Работа читального зала», «Справочная работа», «Госархив в дни Отечественной войны».
Увы, не сохранилось ни списка выставленных экспонатов, ни фотографий выставки, ни даже отчета о количестве посетителей. Остается лишь гадать о том, как она выглядела и какое впечатление произвела на жителей города.
Самоописание
Юбилей всегда был и остается наилучшим поводом для того, чтобы оценить пройденный путь, подвести итоги. Вполне естественно, что челябинские архивисты в юбилейный год взялись за составление очерка истории архивной службы Челябинской области. Большую часть работы по его созданию взял на себя уже упоминавшийся Петр Мещеряков. Затем на основе получившейся брошюры был написан «отчет-обзор», отправленный в Главархив СССР.
К явным достоинствам рукописи (издать ее так и не получилось – в суровое военное время получить финансирование на публикацию работы со столь узкой тематикой было невозможно) следует отнести то, что авторы ее не ограничились простым описанием истории самого архива, а постарались поместить его в более широкий контекст, описывая историю региона и страны в целом, основные вехи развития архивного дела. При этом рассказ в ней начинается задолго до собственно возникновения архива, авторы попытались дать обзор состоянию делопроизводства в Оренбургской губернии до революции. Весьма уважительно очерк повествует о деятельности основателя Челябинского архива Николай Чернавского. Однозначно негативно в нем отзываются о так называемых «макулатурных кампаниях» 1930-х годов, когда масса исторических документов оказалась сдана на утилизацию в результате необдуманных распоряжений высшей власти. Таким образом, очерк был признан не только осветить историю архива, но и воспитать у читателя необходимость бережного отношения к историческому наследию народа.
В целом же остается отметить – юбилей дал мощный толчок к осмыслению архивистами особенностей своей работы, понять, чем она значима для общества, попытаться объяснить это окружающим.
Михаил Базанов,
кандидат исторических наук,
ведущий археограф ОГАЧО