Волшебство чугунной цепочки

Лето 1943 года. С фронтов Отечественной войны все чаще шли добрые вести, и пора было подумать о мирной жизни. 16 июля Челябинский облисполком принял решение о восстановлении про­из­водства художественного литья. Такое же постановление было принято и обкомом ВКП (б), который до окончания войны контролировал его выполнение.

 

Лето 1943 года. С фронтов Отечественной войны все чаще шли добрые вести, и пора было подумать о мирной жизни. 16 июля Челябинский облисполком принял решение о восстановлении про­из­водства художественного литья. Такое же постановление было принято и обкомом ВКП (б), который до окончания  войны контролировал  его выполнение.

Сделать предстояло многое, т.к. в начале войны все силы были брошены на изготовление боеприпасов, а мастера, знавшие секреты уникального литья, ушли на фронт.

Возобновление самобытного уральского искусства, зародив­шегося еще в середине 19 века, но не раз прерванного войной, было поручено областному управлению промкооперации. К 1 сентября предстояло организовать в г. Касли при артели им. Куйбышева профтехшколу художественного литья, обеспечить ее оборудованием, инвентарем, учебными пособиями и материалами. Председателя Каслинского горисполкома Н. С. Кузнецова обязали в течение 10 дней подобрать помещение, а потом отремонтировать и оборудовать его. Вновь назначенный директор профтехшколы тем временем занялся укомплектованием педагогического коллектива и набором учащихся.

Организаторы позаботились и о хлебе насущном – облторготделу поручили включить Каслинскую профтехшколу художественного литья (30 учащихся и 10 преподавателей) в снабжение питанием по нормам ремесленных училищ Главного управления трудовых резервов при СНК СССР. Для старых каслинских мастеров – преподавателей отделения формовки и чеканки художественного литья – выделили 5 спецпайков по наркомовским  нормам ИТР. Среди них были: М. О. Глухов, из-за нездоровья организовавший школу по чеканке у себя на дому; формовщики А. С. Мочалин и К. И. Чикин, скульптор Н. Горский. Их опыт перенимали талантливые ученики: Мария Буравкина, приехавшая в Касли с группой эвакуированных из Белоруссии и довольно быстро овладевшая секретами формовки; Лена Самоделкина, в 1944 году отлившая тончайшую чугунную цепочку, восхитив тем самым и старых мастеров-преподавателей, и взыскательных ценителей искусства. Это о ней и ее уникальной работе сказала писательница С. К. Власова: «И показалась мне волшебной эта цепочка. Как отдельные звенья в ней переплелись друг с другом, так и поколения мастеров породнились. Чудесны творения каслинских мастеров – тех, кто в сказках прославлен, и тех, кто ныне трудится в Каслях. Цепочка та могуча, и нет ей конца».

В это же время набирался опыта ее товарищ по учебе Александр Гилев, которого в недалеком будущем ожидало всеобщее признание не только в стране, но и за рубежом. Международная известность пришла к нему уже в 1945 году на Всемирной выставке в Колумбии, где экспонировалась его самая ранняя скульптурная композиция – «Солдат после войны». «…Солдат-освободитель возвращается с фронта. В руках – винтовка. Перед ним – пограничный столб, через два шага – Родина. Тревожный, взволнованный взгляд на родную землю, жажда встречи с близкими людьми, радость ожидания мирного труда…» - писали в газетах, а посетители выставки с удивлением узнавали, что автору всего 17 лет. Тогда он получил свою первую награду – знак «Отличник Государственных трудовых резервов».

После войны профтехшкола была преобразована в ПТУ № 18. Ветхие строения военных лет сменились трехэтажными учебными корпусами, производственными мастерскими. Здесь готовили специалистов разных профессий, но гордостью училища по-прежнему оставались отделения формовки и чеканки художественного литья, возрожденные в годы Великой Отечественной войны.

 

Елена Турова, заведующая отделом публикации и научного использования документов ОГАЧО