Напомним, что 26 января 2022 года Государственной Думой в первом чтении был принят проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Законопроект подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. В настоящее время он находится на обсуждении в региональных парламентах.
На сегодняшнем заседании Законодательного Собрания были одобрены следующие поправки к законопроекту:
1) исключить положение о том, что местная администрация является коллегиальным органом, тем самым устранив противоречие в другой статье законопроекта, согласно которому местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия;
2) предлагается расширить перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, предусмотренных частью 1 статьи 32 законопроекта, за счет полномочий, указанных в пунктах 1, 9 – 12, 14, 18, 21 части 2 статьи 32 законопроекта и отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) для устранения пробела по вопросу правового регулирования действия переходного периода федерального закона (с 1 января 2023 года до 1 января 2028 года) предлагается распространить действие указанного переходного периода в отношении внутригородских районов и городов с внутригородским делением (наряду с муниципальными районами и поселениями);
4) предусматривается переход к одноуровневой организации местного самоуправления в переходный период (с 1 января 2023 до 1 января 2028 года) - преобразование муниципальных районов и входящих в их состав поселений соответственно в муниципальные или городские округа. Вместе с тем ни действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни законопроект не предусматривают преемственность границ образуемых округов в случае их создания в границах территории существующих муниципалитетов.
«В случае указанного преобразования муниципальных образований возникает новое муниципальное образование – муниципальный или городской округ, границы которого необходимо устанавливать заново даже при условии создания нового муниципалитета в границах территории ранее существующей административно-территориальной единицы, что в свою очередь потребует значительных финансовых, организационных и временных затрат, обусловленных необходимостью подготовки и согласования карт (планов) таких границ, внесения новых сведений о границах муниципалитетов в Единый государственный реестр недвижимости, - отметил председатель комитета по законодательству Анатолий Брагин. - В связи с этим предлагается дополнить законопроект нормой, которая предусматривает преемственность границ ранее существующих и вновь создаваемых муниципальных образований».
Предлагается также для создания равных условий для муниципальных образований в переходный период их преобразования в муниципальные или городские округа закрепить норму о том, что не назначаются и не проводятся выборы в органы местного самоуправления поселений, внутригородских районов, муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, срок полномочий которых истекает до 1 января 2023 года (до начала переходного периода). В данном случае срок полномочий указанных органов местного самоуправления продлевается законом субъекта Российской Федерации не более чем на один год.